|
В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая
экономическую и политическую отсталость, приближалась к
буржуазной революции, и 'подобно тому как во Франции в XVIII
веке, в Германии в XIX веке философская революция
предшествовала политическому перевороту' - так говорили в своих
трудах К.Маркс и Ф. Энгельс. Маркс рассматривал немецкую
классическую философию как немецкую теорию французской
революции.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли
достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться
физика и химия, продвинулось вперед изучение органической
природы. Открытия в области математики, позволившие понять
процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка
об обусловленности развития организма окружающей средой,
астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также
теории развития человеческого общества - все это со всей остротой
и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как
теорию и метод познания действительности.
Одним из величайших умов человечества, основоположником
классического немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики,
был И.Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя заря
философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в
науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из
гигантской газовой туманности до сих пор является одной из
фундаментальных идей в астрономии. Своими
естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил
брешь в метафизическом объяснении природы: он сделала попытку
приложить принципы современного ему естествознания не только к
строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития. Он,
кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их
возможного происхождения, а также идею о естественном
происхождении человеческих рас.
Кант считал, сто решению таких проблем философии, как
проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать
исследование возможностей человеческого познания и установление
его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно
Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал
воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они
существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на
самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию
доступны только явления вещей (феномены), составляющие
содержание нашего опыта. В результате воздействия ' вещей самих
по себе' на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы
этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы
читаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая
разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы
природе. Но миру явлений соответствует независимая от
человеческого сознания сущность вещей - 'вещи сами по себе'.
Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены,
то есть умом постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не
разделял безграничной веры в человеческий разум, называя эту веру
догматизмой. В принципиальной ограниченности человеческого
познания он видел определенный нравственный смысл: если бы
человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы
ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.
Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку
известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не
реальны.
Чувственные впечатления связываются между собой посредствам
суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие
понятия, которые, по Канту, суть 'чисто логические' формы,
характеризующие только 'чистое мышление', а не его предмет.
Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. (Смысл
кантовского априоризма заключается в том, что субъект познания
располагает определенными, уже до него сложившимися формами
познания. Но этот априоризм не тождествен понятию врожденных
идей: априори - это не врожденные идеи, а формы, усвоенные
человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам
культуры) В своем учении о познании Кант большое место отвадил
диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый
момент познания. Но диалектика для него - лишь гнесиологический
принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих
вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно
потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их
логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти
формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин называл логику
Канта 'формальной'.
Философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом.
Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен был
ограничить область знания, чтобы дать место вере.
Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась
такими выдающимися философами, как И. Г. Фихте (1762-1854) и
Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское
противопоставление феномена и ноумена, обосновав
познавательную активность в некотором едином принципе - в
абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и
мышления (Шеллинг). Последний дал топкий анализ категорий
диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества,
единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской
объективно-идеалистической диалектики. Его изыскания в области
философии природы оказали большое влияние на умы
естествоиспытателей, а также на русскую философию (особенно
через славянофилов и Чаадаева, с которым немецкий философ был
лично знаком и состоял в переписке).