Думай про каждый ты день,
Что сияет тебе он последним
Гораций
О смерти следует помнить всегда для того чтобы лучше прожить жизнь
Д. Шостакович
Человек, по-видимому, единственный представитель земной фауны, который знает о неизбежности смерти и понимает ее значение небытия (животные могут интуитивно чувствовать, предчувствовать Нечто, что есть смерть, не осознавая ее значения). Страх небытия заставляет искать смысл жизни. Вопрос о смысле жизни-это вопрос о смерти (et versus). Сам поиск смысла жизни (существования)-есть реакция на знание о смерти.
Может быть, размышления о смысле существования, а значит и о смерти-единственное принципиальное отличие человека от остальных животных, которым в большей или меньшей степени присущи и разум, и воля, и чувства. Поэтому же прав
Ж.-П. Сартр, полагавший отличие человека от животного в том, что человек может покончить жизнь самоубийством (для этого надо осознавать, что есть смерть).
Подданным тоталитарного государства задумываться о смысле жизни-смерти не положено. Это опасно для тоталитаризма. Есть заданный сверху и единственный для всех "смысл"-коммунизм, или тысячелетний рейх, или служение Нации, государству, Вождю. Избегание обсуждения проблем смерти-жизни сопровождается преуспеянием в практике лишения жизни ("во имя", "на благо", "ради"): в застенках и концлагерях, на полях сражений, по приговору суда или по приказу кровавых генералов.
Гуманистическое, подлинно человеческое отношение к Жизни как абсолютной ценности, древнее "не убий! ", швейцеровское Veneratio vita ("благоговение перед жизнью")-невыносимы для тоталитарных правителей и люмпенизированных масс. Расплата в виде бездуховности, безнравственности, обесценения жизни, безудержной эскалации насилия не заставила долго ждать. За семь лет (с 1987 г. по 1994 г.) уровень умышленных убийств в России вырос в 3,4 раза, в Санкт-Петербурге-в 6 раз, достигнув величины, сопоставимой только с некоторыми латиноамериканскими государствами. И это, не считая "горячих точек" и преступной войны в Чечне (которая еще аукнется "чеченским синдромом").
Вечная человеческая проблема смысла жизни, смысла своего собственного существования-глубоко интимна (личностна, индивидуальна) и принципиально неразрешима (открыта). Жизнь каждого-либо постоянный поиск смысла существования, или же примирение с его отсутствием, или уверенность в своем, обретенном, единственно истинном смысле (будь-то служение Богу, или Государству, или делу революции:).
Но даже не думая о смысле жизни, гоня прочь саму мысль о нем, человек действует в условиях выбора так, как если бы он учитывал в своих действиях этот тщательно гонимый Смысл. От индивидуального смысла жизни зависит, в конечном счете, стратегия поведения человека, его образ жизни.