I. ВВЕДЕНИЕ
Основы философии ньяйи были заложены великим мудрецом Готамой, который также известен как Гаутама и Акшапада. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Так как ее изучение весьма полезно для развития способностей логического и критического мышления, философия ньяйи известна также под названием 'Ньяйвидья тарка-шастра' (то есть наука о мышлении) и 'Анвикшики' (наука о критическом изучении)
Но логические проблемы - проблемы методов и условий истинного познания, или канонов логической критики,-это не единственная и конечная цель философии ньяйи. Как и другие системы индийской философии, конечной целью человеческой жизни она считает освобождение, которое означает абсолютное прекращение всякой боли и страдания. Именно для достижения этой конечной цели мы и нуждаемся в философии- для познания реальности, в логике - для определения условий и методов истинного познания. Поэтому можно сказать, что ньяя, как и другие системы индийской философии,- это философия жизни, хотя она и посвящена главным образом проблемам логики и теории познания.
Первое произведение философии ньяйи - это 'Ньяя-сутра' Готамы. Она подразделяется на пять книг, по две главы каждая. 'Ньяя-Бхашья' Ватсьяяны, 'Ньяя-варттика' Уддьйо-такары, 'Ньяя-варттика-татпарья-тика' Вачаспати, 'Ньяя-варттика-татпарья-паришудди' и 'Кусуманджали' Удаяны, 'Ньяяманджари' Джаянты и другие работы философов системы ньяйи объясняют и развивают идеи, содержащиеся в сутрах 'Ньяя-сутры', а также защищают их против нападок со стороны враждебных критиков.
Таким образом, древняя философская школа ньяйи является развитием философских сутр Готамы в полемике сторонников ньяйи с их суровыми критиками.
Современная философская школа ньяйи ведет свое начало от составившей эпоху работы Гангеши 'Таттвапинтамани'. Возникнув в Мит-хиле, это направление школы ньяйи стало впоследствии гордостью Бенгалии и ее центра Навадвины, где изучалась и преподавалась эта философия. Основное внимание она уделяет логическим сторонам философии ньяйи и развивает ее теорию познания лишь как формальную логику, как отношения между понятиями, терминами и суждениями. С появлением современной школы ньяйи древняя ее школа в известной мере утратила свою популярность. Позднее, в результате сочетания, синтеза систем ньяйи и вайшешики, появляется синтетическая школа ньяя-вай-шешики.
Для удобства изучения философию ньяйи можно разделить на четыре части:теория познания, теория физического мира, теория индивидуального я и его освобождения и теология. Однако следует отметить, что сама по себе система ньяйи представляет разработку следующих шестнадцати философских проблем:
1)
прамана - источники или методы познания;
2)
прамея - объекты познания;
3)
саншая - сомнение;
4)
прайоджняна -цель, ради которой совершаются действия;
5)
дриштанта-бесспорный факт, приведенный как пример;
6)
сиддханта - обоснованная доктрина;
7)
аваява -составные части силлогизма;
8)
тарка -гипотетический аргумент;
9)
нирная - установление истины;
10)
вада - дискуссия с целью достижения истины;
11)
джалпа -пустой спор, или словесная борьба ради простой победы в дебатах;
12)
ви-танда - чисто разрушительный критицизм;
13)
хетвабхаса - ошибки логического вывода;
14)
чхала -заблуждение из-за неясности или недопустимой противоречивости утверждения, взятого в ином смысле, чем первоначально;
15)
джати - несерьезное возражение, основанное на простом сходстве или несходстве, без какой бы то ни было необходимой всеобщей связи между вещами;
16)
ниграхастхана - момент, в который необходимо признать поражение. Здесь нужно дать следующее объяснение этих проблем: