|
Введение
Всем и каждому со школьных лет известна такая наука, как история, и нет,
кажется, более популярной области знания, чем она. Возможно, это
объясняется тем, что, познавая прошлое, человечество как бы ищет точку
опоры в своей сегодняшней жизни (в настоящем), надеясь при этом на то, что
она послужит основой, помогающей прояснить его будущее.
При этом, однако, остается в тени знание более общего плана - те ключевые
положения (краеугольные камни) исторического мышления, благодаря которым
оно и становится возможным. Ведь обычно нас интересуют прежде всего живые
события, факты, а также следствия из них.
Нередко мы чувствуем неудовлетворенность теми или иными объяснениями
прошлого, суть событий как бы ускользает от нас, а вновь открытые факты не
вписываются в привычные схемы истории.
И здесь важную роль играет философия истории, которая и осмысливает
историю в ее самых общих и глубинных проявлениях, вырабатывает подходы к
историческому мышлению, его методы, описывает их результаты. Философия
истории охватывает предельно широкие пространства (континенты и даже
планету в целом) и предельно продолжительное время - с момента
возникновения цивилизованных форм жизни людей через ее современные формы и
далее, в будущее, которое видится людям, как правило, в некоем завершении
(итоге) их усилий. Именно философия истории ставит и проясняет вопрос о
причастности человека к истории, тем самым давая ему ощущение смысла жизни
и полноты бытия.
В философии истории за долгие годы ее существования сложились свои
традиции. Одна из них, чуть ли не самая устойчивая, рассматривает историю
человечества как единый процесс, протекающий в едином времени,
представляющий собой последовательную смену фаз (этапов) от низших к
высшим. Другая традиция видит всемирную историю в ее пространственном
проявлении, в целостности ее системного бытия в форме культуры и
цивилизации. Для удобства дальнейшего их изучения назовем первую традицию
стадийной, вторую - цивилизационной. Следует добавить при этом, что есть и
такие подходы к всемирной истории, которые нельзя назвать традиционными,
например, экзистенциальный подход. В нашей лекции все они станут предметом
более подробного рассмотрения.
1. Всемирная история в стадийном измерении
В основе стадийного видения всемирной истории лежит идея о ее развитии от
низших форм высшим, равно как и идея о том, что каждая последующая стадия
вытекает из предыдущей и образует ее продолжение, но в видоизмененной
форме. Стадии всемирной истории в таком случае являются ступенями движения
человечества к некоему итогу, который видится как завершение всех
предыдущих усилий в обществе, где осуществлялись бы самые сокровенные и
благородные человеческие идеалы.
Предпосылкой такого видения истории является представление о времени, в
котором разворачивается история, как о стреле, полет которой происходит из
прошлого через настоящее в будущее безвозвратно, однонаправлено. Кроме
того, такое толкование событий предполагает признание единства народов,
сходство их судеб и устремлений. Но так как историю творят и конкретные
люди, то не менее существенно указать на ценность человеческой жизни,
признание за человеком права на осуществление его надежд и веру в
возможность благоприятного исхода его усилий. Таким образом, это подход, в
основе которого прямо или косвенно присутствует человек, его здравый
смысл, его деятельность, его разум, его надежды, его жизнь. Можно сказать,
что человек живет в истории, он ее участник и творец; и это во многом
объяснит положительное отношение большого числа людей к идее стадийного
прогресса общества.
Это самые общие предпосылки, но они, будучи принятыми и осознанными
людьми, неизбежно порождают вопрос о причинах развития человечества, о
факторах, лежащих в основаниях общего исторического механизма. Вот почему
в рамках этого подхода господствует, как правило, детерминизм, и самые
различные факторы называются в качестве основополагающих: природные
условия (климат, географический регион и т.д.), народонаселение, развитие
производительных сил, развитие науки и ее внедрение во все сферы жизни,
развитие техники и т.д.
Стадийное видение всемирной истории неизбежно предполагает идею прогресса
человечества (от лат. progressus - движение вперед, regressus -
возвращение). Это в свою очередь оказывает влияние на мироощущение людей,
вносит в него оптимистическое начало.