Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Теософия и эзотерика:ВРЕМЯ ВЫБОРА Мы вовсе не собираемся морализировать и судить о том, что есть хорошо, а что плохо. Жизнь сама рассудит и отсеет шелуху, наша же задача много скромнее - если глупость очевидна, то почему бы и не рассказать об этом?

Философия:Князь С.М.Волконский как мыслитель Князь Сергей Михайлович Волконский (1860 - 1937) принадлежит к тем представителям Серебряного века, которые в силу исторических обстоятельств были вынуждены продолжить свою деятельность за границей, составив гордость культуры русского зарубежья. Его духовная свобода, внутренняя независимость - при всех превратностях судьбы, жизненных испытаниях, которых выпало на его долю достаточно, - ставят его на особую высоту.

Философия:Саадья Гаон-первый еврейский философ Еврейская философская школа Александрии оказалась недолговечной и со смертью Филона угасла, во всяком случае - для евреев. Только с Х века н.э., когда мусульманский мир познакомился с греческой цивилизацией, еврейская философия получила последовательное развитие и стала ведущим началом в формировании еврейской мысли. В этом движении участвовало множество философов-евреев, но первым еврейским философом Средневековья был Саадья Гаон, которого называют "отцом еврейской философии".

Непознанное:Ритмы жизни В процессе эволюции все живое приспособилось к ритму, вызванному вращением Земли вокруг своей оси. Ежедневный ритм специалисты называют циркадным (околосуточным), то есть с цикличностью в один день.

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Философия истории / Философия истории Арнольда Дж.Тойнби / 


Философия истории Арнольда Дж.Тойнби


Тойнби стремится к Постижению Истории-всей истории в целом, и только для этого предпринимает попытку исследования ее отдельных частей, подобно врачу, исследующему отдельные органы больного. Целью исследования является попытка постижения механизма социогенеза, механизма, который был бы в высокой степени универсален для всех и каждой в отдельности цивилизаций - а значит, и для всей истории в целом. При этом Тойнби не претендует на то, что он сможет выявить универсальные силы социогенеза. Он хочет всего лишь постичь механизм социальной реализации этих сил.

Тремя ключевыми компонентами генезиса цивилизаций, по Тойнби, являются универсальное государство, вселенская церковь и движение племен. Наличие этих компонент позволяет говорить о существовании цивилизации. Однако цивилизации не возникают сами по себе; необходима особая историческая ситуация для того, чтобы состоялось ее развитие. Подобную ситуацию Тойнби обозначает как ситуацию "Вызова-и-Ответа". И если налицо имеются даже все три базовых компонента генезиса цивилизаций, но отсутствует Вызов, то не будет и Ответа - то есть, развития цивилизации.

Вызов - это такая ситуация, при которой существование данного общества оказывается под некоей угрозой. Вызов может быть самым различным. В ситуации Вызова оказались древнегреческие города - государства, столкнувшиеся с нехваткой продуктов питания в связи с ростом населения и сокращением плодородных земель вследствие эрозии. Полисы ответили на этот Вызов по-разному: одни (Коринф, Халкида) начали колонизацию варварских побережий Средиземноморья; другие (Спарта) милитаризировали свою жизнь и покорили соседние (тоже эллинские) земли: третьи (Афины) переориентировали потребление сельхозпродуктов на импорт и приступили к форсированному развитию ремесел. Таким образом, на один Вызов было дано по меньшей мере три различных Ответа, означавших начало формирования трех принципиально различных обществ и культур.

Аналогично, возвышению Австрии, по мнению Тойнби, способствовало ее противостояние с Турцией, делавшее ее форпостом Европы. Развитие цивилизаций Междуречья в Египта было Ответом на Вызов природы - периодические и мощные разливы рек. Наличие Вызова абсолютно обязательно для начала генезиса новой цивилизации, и без него спонтанного развития цивилизации не происходит.

Отметим, что вполне возможна ситуация, когда Вызов, предложенный природой и/или людьми, останется без Ответа. Это означает, что данное общество или прекращает свое автономное существование, становясь частью другого целого, или погибает вовсе, не оставляя о себе исторического следа. Мы знаем о цивилизациях, например, Междуречья многое - но кто знает, сколько народов кануло в Лету в этом регионе, так и не сумев дать свой Ответ на постоянный Вызов природы?

Каков же механизм выработки Ответа? Благодаря каким стимулам новое решительно овладевает старым, подчиняя его себе и преобразуя его? Тойнби полагает, что в этом контексте ключевая роль принадлежит творческому меньшинству, создающему Ответ, а также мимесису, социальному подражанию, благодаря которому Ответ становится достоянием нетворческого большинства.

Причины мимесиса могут быть различными, но Ответ непременно адекватен ситуации Вызова. И если Вызов настолько значим, что ощущается всем обществом, то есть, и его нетворческим большинством, то становится очевидным, что творческое меньшинство, нашедшее Ответ, лучше адаптировано к новой ситуации. Цивилизации, следовательно, живут и растут до тех пор, пока:
а) творческое меньшинство способно давать адекватные Ответы на новые Вызовы
б) нетворческое большинство имеет волю к продолжению мимесиса.

<<<НазадВперед>>>
Cтраницы :  1  2  3 

Рейтинг : 13945     Комментарии к статье
Комментарий от Геннадий Шишкин для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2009-09-28
Автору нужно памятник постаить за такое!:)
Комментарий от BabanQurban для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2009-09-25
Спасибо за занимательную точку зрения. Я с ней не совсем согласен, но она имеет право быть.
Комментарий от лякa для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2009-08-24
Что касается темы, то мне кажется что ее актаульность будет понятна только через некоторое время.
Комментарий от Legioner для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2009-07-23
Прикольно! Хотелось бы побольше точно таких же заниматльных постов
Комментарий от лякa для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2009-07-19
+1 к предыдущему комменту :)
Комментарий от Сергей для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2009-07-03
Даа... По моему мнению, минусы значительно превосходят плюсы. Думаю, не стоит заморачиваться.
Комментарий от Будущий историк для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2009-05-24
Такая муть...индивидуальное задание:вызов и ответ в истории...НУ И ЧЕ ГОВОРИТЬ!??? Артур полностью с тобой согласна!Пиздец полный
Комментарий от Cesium для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2005-01-27
Согласен!!!
Комментарий от Hello для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2004-06-24
Кто написал эту статью про Тойнби "Постижение истории"?
Комментарий от Вован для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2004-05-31
ну ты типа чувак попппалллллл!!!!!!!!!!1
Комментарий от Артурище для Философия истории Арнольда Дж.Тойнби страница 2 от 2004-04-28
Ну и поеботина!!!! ДАаааааааааааааааааа! И завтра мне об этой хери доклад докладывать. Вы тока подумайте, а!
Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь