Новые задачи ставит себе художник в работах 1912-1913 годов. Он берет два, три определенных и "сильных" красочных потоков и дерзко, иногда парадоксально, сопоставляет их. "Сеча при Керженце" (1913 г.) развертывается под алым небом на ярких зеленых холмах, среди которых пылает красное озеро.
В России Рерих становится одним из любимейших и известнейших художников, в чужих землях его имя тоже знакомо. В 1909 г. он избирается академиком Императорской Академии художеств, членом Реймской Академии. Выставки произведений художника устраиваются в Венеции, Париже, Лондоне, Брюсселе, Риме.
С 1912 года дух мастера тревожат искания философские, все таинственней его произведения. Ему предстают видения грозные и неведомые доселе. Нетрудно заметить, что творчество Рериха густо насыщено символикой. Перед самой первой мировой войной он пишет картину-пророчество "Ангел последний" - непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков, над землей, пылающей последним пламенем.
|
... И пролетит над землею
Ангел конца,
Грозный, прегрозный!
Красный, прекрасный!
Ангел последний.
Другая волнующая художника тема - это вечно прекрасная, вечно светлая тайна неба. В "Знамении" (1915 г.) древний русич в священном трепете взирает в бескрайнюю высоту радужного весеннего неба, на облака, дарующие знамения.
Рядом с работами этого круга в творчестве художника идут полотна, воспевающие радость земли, пантеизм. В природе, в спокойствии вод, в мирном беге облаков, в шелесте лесов и полей художник особенно узнает Вышнюю Волю, управляющую всеми движениями земного царства.
Например, в картине "Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится" (1914 г.).
Еще ярче эти переживания проявились в большом полотне 1916г. "Три радости", в котором художник вспоминает народное предание о счастливом хозяине, у которого Св. Егорий коней пасет, Св. Николай коров пасет, а Св. Илья рожь зажинает. Мастер создает целую поэму летнего "золотого" деревенского благополучия, полевого праведного труда, - за крестьянским просторным двором расстилаются нивы и луга, освященные присутствием небесных помощников, благостно пылает - "доброе" солнце, мирно пасутся обильные стада, "богато" стелется рожь.
Этому настроению близка картина 1916 г. "Пантелеймон Целитель", весенним утром собирающий целебные травы. Прекрасная по пышности и свободе своей живописи эта картина выдержана во влажных весенних, темно-синих, белых и зеленых тонах.