Одним из значительных направлений эзотерики является мезотерика - срединное учение.
Она находится в основе теософии. Теософия (от греческого - 'бог' и 'мудрость') - это мистическое учение, признающее бытие Всевышнего через непосредственную связь с потусторонним миром, опирается на буддизм и брахманизм, утверждая, что человеческая душа несколько раз меняет свое пребывание на земле, пока не искупит свои грехи и не сольется с Божественным.
|
Она содержит пророчества об истории земли, легенды о ее прошлом, она занята поиском темных сил, находящихся вокруг человека. Одной из основательниц теософии является Елена Петровна Блаватская (1831-1891). Блаватская родилась в дворянской семье. Рано потеряв мать, воспитывалась в семье деда. В 17 лет вышла замуж, но через несколько месяцев оставляет мужа и отправляется в длительное путешествие, продолжавшееся почти 10 лет. Она посетила Малую Азию, Египет, Грецию, ее манил загадочный Тибет, но попытка проникнуть туда закончилась неудачей. В 1851 г. в Англии ей было таинственное видение, после которого отправилась в Южную Америку, Индию, снова сделала попытку побывать на Тибете, посетила Китай, Японию и Америку. Только четвертая ее попытка в 1864 г. побывать в Тибете оказалась удачной. На нее произвели огромное впечатление восточные оккультные учения, и с этих пор она стала ревностно их проповедовать, особенно необуддизм или эзотерический буддизм, и теософию.
Некоторые историки и философы видели в последнем слияние буддизма и атеизма. Из буддизма теософия заимствовала идею отсутствия личности бога, а также мистическую практику, о которой говорилось выше. В 1875 г. Блаватская основывает теософическое общество, оно приобрело популярность и стало быстро расти численно. Основными целями этого общества были: всемирное братство людей вне зависимости от их вероисповедания и национальности, материальная и нравственная поддержка, изучение восточных языков и культур, что, по мнению Е. Блаватской, приближает людей к Востоку - величайшей, с ее точки зрения, колыбели мудрости, исследование неизвестных науке законов природы и психических энергий человека, что должно усложнить психологию людей, открыть им возможности новых восприятий. Последняя задача была самой главной для нее. Блаватская много пишет, основные ее сочинения - 'Изида без покрова' и 'Тайная доктрина' имели большой успех. Она пользовалась беспрекословным авторитетом, который был основан на ее 'прямых' связях с: братством махатм в Тибете, которое общалось с ней вопреки всем законам природы - внезапно падающие письма 'прямо' из Тибета, внезапно появляющиеся цветы - тоже с Тибета и пр. Подобные явления Блаватская демонстрировала публично в Англии, но, так как эти чудеса никто не мог объяснить, ее сочли за авантюристку. Умерла она в 1891 г., тело ее было кремировано, а прах разделен между тремя теософскими центрами - в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре (Индия).