|
Дайдо-джуку-карате называют 'сверхреалистичным', 'яростным', 'карате 21 века'. А все оттого, что в поединках, проводимых по правилам данного стиля, разрешается практически все. Удары - руками, ногами, локтями, коленями и головой - во все участки тела, за исключением горла, спины и суставов. Даже в пах, если у спарринг-партнеров значительная разница в весе и росте, бить можно. Средства защиты - легкие накладки на руки, шлем с пластиковым забралом на голову и ракушка на том месте, которое дозволяется атаковать в исключительных случаях. Создатель стиля - мастер Адзума Такаши не только лучший, но и, наверное, самый верный ученик легендарного основателя карате кекушинкай Оямы Масутацу. Ведь подлинная верность учителю не в безоговорочном следовании по его стопам, но в развитии провозглашенных им принципов. А именно Ояма в шестидесятых произвел революцию в карате, заявив, что его бесконтактные формы - не бой, а танец, и предложив новый, казалось бы, предельно жесткий его вариант. Но со временем стало ясно, что запрет на удары руками в голову лишает бой реалистичности. Мастер Адзума предложил ввести изменения, но Ояма, благожелательно выслушав его, заметил, что слишком стар для того чтобы нечто радикально менять, и благословил ученика идти своим путем.
Дайдо-джуку-карате родилось в 1981 году. Четырнадцать лет Адзума не выпускал стиль из Японии. Словно селекционер, выращивал могучее древо, которому суждено было раскинуть свою крону над всеми континентами. Брал все лучшее из многих боевых искусств. Когда стали популярны 'бои без правил', в которых начали побеждать борцы, ввел технику бросков и захватов. Результат - в чемпионате 'Воины', в котором принимают участие представители самых разных стилей, его бойцы одержали победы в 8 поединках из 9. Мастер всегда был против коммерциализации карате, привнесения в него элементов шоу. Поэтому награды для призеров внутристилевых первенств весьма символичны -коробка риса, упаковка японской лапши. Только за первое и второе место - кубки.
Путь дайдо-джуку за рубежи Японии был плавным и постепенным. Сначала появился филиал в Китае, затем во Владивостоке и наконец - в Москве. Сегодня существует 17 национальных федераций.
В феврале 1994 года отца-основателя и его спутников в Шереметьево встречали московские последователи. Заблаговременно приобрели теплые шапки, чтобы не замерзли высокие гости. Но насколько они высокие в прямом смысле слова, представить было сложно. Исходя из расхожего мнения о низкорослости обитателей Японских островов, головные уборы купили 53-54 размеров. С трапа же спустились три богатыря под метр девяносто. Пришлось спрятать подарки и срочно изыскивать более подходящие.
Тот визит дал серьезный импульс развитию стиля в России. Уже в апреле того же года наша сборная принимала участие во Всеяпонском открытом чемпионате. Результат - 4 пятых места. Через год завоевано третье место, еще через год - второе. И наконец, в 1997 году Александр Весельчаков берет первое, а его товарищ по команде Алексей Голубев - третье. Еще в 1993 году президент Московской федерации Роман Анашкин входил в десятку сильнейших бойцов стиля. Поэтому неудивительно, что его друзья и ученики стали лучшими из лучших. Кстати, согласно этике дайдо-джуку, стать первым, конечно, почетно, но истинным победителем считается вся школа. Ведь спарринг-партнеры, а тем более тренеры сделали для успеха не меньше, чем сам чемпион.
Все эти года Адзума приводил русских в пример, как образец носителей подлинного воинского духа. Но вскоре после того как чемпионский титул отправился в Россию, он объявил о том, что Все-японские соревнования становятся закрытыми, но он, конечно, рад будет видеть россиян на Первом чемпионате мира, который состоится в 2001 году в ознаменование двадцатилетия стиля. Понять подобное решение, конечно, можно. У молодых японцев нельзя отбивать стимулы к росту. Ведь первое поколение выдающихся бойцов уже ушло с татами, а новых героев на поражениях не воспитаешь.
Ну а в Московской федерации тоже подрастает молодое пополнение. В Японии дети не бьются по взрослым правилам, а наших не удержишь. Даже первоклашки спешат скорее одеть шлемы и 'рубятся' с такой 'яростью', которой могут позавидовать взрослые адепты японского единоборства, оказавшегося столь созвучным исконной бесшабашности россиян.