|
В том году у меня не было времени для поездки по Южной Америке, но достаточно времеин для посещения индеецев хиваро в Перу или чаванте в Бразилии. Бросил монетку, к лучшему или к худшему - выпали чаванте.
Сан-Паулу - это город, как и любой другой город с двумя миллионами человек - большой, переполненный людьми и шумный. Там я был ровно столько, чколько нужно чтобы получить документы и рекомендательные письма для посещения чаванте.
Через неделю я был в амазонском тропическом лесу гостем полуголых чаванте и одного чиновника бразильского министерства внутренних дел, который был моим переводчиком.
Чаванте мало известны и мало изучены. Они носят набедренные повязки (в такой жаре даже это, можно сказать, слишком много), живут в соломенных хижинах, охотятся с луком и копьем. Британская Энциклопедия, которую я очень люблю, называет их "довольно робким охотничьим народом".
Нельзя быть правым слишком часто. Чаванте не робкие. Действительно, они не воюют с окружающими племенами, так как это им не нужно:
1)соседи смертельно боятся их и держатся от их земли подальше;
2)чаванте избавляются от излишней агрессивности (как сказал бы чикагский психиатр) с помощью их уникального боевого искусства, называемого "панмо".
Именно панмо я хотел увидеть, и удовлетворил свое желание. Это - форма боя, осущетсвляемая стоя, без одежды. На земле не борются, Кроме этого запрещено выбивать глаза и наносить удары в пах. Нет какой-либо очерченной площадки, из которой нужно выбивать противника как в сумо. В панмо нужно бросить или ударить противника так, чтобы он упал.
Это - древнегреческий панкратион выовсей его неограниченной ярости. Травмы случаются часто, но фатальные исходы на удивление редки. Мужчины, настоящие мужчины бывали убиты при этом.
Каждый член племени является бойцом. Чаванте всегда проводили бои и будут проводить их дальше. Неучаствующий болельщик здесь вещь неслыханная! Даже калеки занимаются этим делом в меру своих возможностей. Женщины, однако, не занимаются, и даже есть строгое табу запрещающее им наблюдать матчи.
Как я уже говорил ранее, я приехал, увидел и был восхищен: хотя и применялась сила, но мастера панмо действительно обладали высокой техникой. Они умели делать захваты, броски и наносить удары. Их удары ногами не достигают мастерства специалистов капоэйры, но чьи достигают?! Вскоре я заметил интересную вещь. Многие бойцы имели сломанные руки после применения локтевого приема типа атэми который проводили их противники.
Прием был быстрым и мощным.
Вождь племени, будучи гидом, заметил мой интерес.
"Вы видели результат локтевого приема чаванте. Не менее ли он эффективен чем другие методы, виденные вами ранее?"
Я ответил что нет, не менее.
Вождь спросил меня, видел ли я как борется Рахентине Арокка. Я сказал что не видел, но наблюдал его демонстрации. Вождь громко засмеялся. Потом он спросил: "А что Арокка главным образом использует при этом?"
Я ответил что в основном ноги.
"А вы знаете, почему он использует ноги?"
"Нет. Может быть, это более необычно и придает особенность его выступлениям?"