|
Говорят, что история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй как комедия. Мир боевых искусств, столь многогранный и непостижимый, похоже, испытал ту же эволюцию.
Судите сами. Из эффективного оружия самозащиты буддийских монахов, Шаолинь сы-цюань превратился в спортивно-показательное ушу. Смертельно опасное Окинава-тэ, имевшее девизом "одним ударом - наповал", превратилось во многостилевое каратэ, больше напоминающее гимнастику (последнее "изобретение" некой японки - каратэбика, смесь каратэ и аэробики для женщин). Некогда жесткое, костоломное, смертельно опасное для врагов дзю-дзюцу сейчас превратилось в спортивное дзюдо, которое эффективно, увы, лишь на татами. Древнее боевое искусство Японии, агрессивное и жестокое айки-дзюцу со временем стало изящным айкидо, больше напоминающим танец, чем боевое искусство.
Что это - результат развития огнестрельного оружия, сделавшего невидимое оружие почти бесполезным или торжество гуманизма, проповедывающего мирное разрешение конфликтов и осуждающего насилие? Кроме того, нынешнее развитие науки и техники привело к тому, что человек обленился, стал мало двигаться : для передвижений создал машину, для развлечений - телевизор.
А может истинная причина кроется в нашей психологии, в том, что люди разучились убивать, и когда оказываются перед выбором, то предпочитают быть убитыми. И поэтому занимаются спортом, а не боевыми искусствами, тренируют в лучшем случае тело, но не дух. Вспомним слова поэта:
"Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри - не вы."
Мнение классика не потеряло актуальности до сих пор, наверное поэтому полнятся криминальные сводки сообщениями об убийствах и безнаказанном насилии.
Не вступая в противоречие с идеями добра и гуманизма, попытаюсь рассказать об одном стиле истинного Будо, которое на территории бывшего СССР известно очень мало.
Когда знакомишься с информацией об айкидо, удивляет почти полное отсутствие сведений о стиле Томики айкидо, кроме следующего: "Кэндзи Томики, профессор токийского университета Васэда, соединив айкидо и дзюдо, создал спортивный стиль айкидо". Все! Кроме этого - ничего больше. Известно лишь, что в мире традиционного айкидо данное направление не приветствуется, ибо спортивные состязания противоречат воинскому духу и философским идеям отца-основателя Уэсибы. Вызывает также удивление скудная реклама этого стиля. Например, в каталогах таких популярных журналов, как "Блэк Бэлт", "Инсайд кунг-фу", "Каратэ кунг-фу иллюстрейтед" и др. можно найти лишь два названия книги и одно название видеокассеты, дающих технику Томики-рю, что составляет примерно 1 : 30 в сравнении с иными видами боевых искусств. Создается впечатление, что Томики-рю либо мало распространено, либо искусственно загнано в неизвестность.
Однако, что же было в действительности? Из той информации, которую удалось получить автору, следует, что Кэндзи Томики родился в 1900 г., в 1920 - 26 гг. изучал дзюдо и его успехи были столь велики, что он вскоре получил 5-й дан дзюдо, высший в то время в школе Дзигоро Кано, а затем стал профессором дзюдо и в числе 6 человек имел 10-й дан этой боевой системы. Овладев в совершенстве дзюдо, Томики, по рекомендации самого Кано начал заниматься айкидо.
Здесь следует сделать маленькое отступление, дабы лучше уяснить, каким образом пересеклись пути айкидо и дзюдо. С системой Такэда-рю айки-дзюцу Дзигаро Кано был знаком давно, еще с тех пор, когда принял в Кодокан самого талантливого из своих учеников Сайго Сиро, изучившего данное воинское искусство. Именно он стал победителем на соревнованиях между соперничавшими школами дзюдо и дзюдзюцу, применив технику айки-дзюцу, в частности свой любимый прием "Яма-Араси" (Горный вихрь) и разгромив всех противников. Это было нечестно, ибо выставив Сайго Сиро на поединок, Кано изначально знал, что победа его школе обеспечена.
Невероятно, но факт, в средневековой феодальной Японии с представителями семейной школы Такэда, о которой в общем-то знали лишь понаслышке, не рисковали сталкиваться лучшие мастера самых разных стилей Будо!
Но, как говорится, победителей не судят. Сделав дзюдо ведущей школой, Кано окончательно убрал из своей системы все опасные броски и удары, превратив ее в систему физического воспитания личности. Однако когда в 1927 г. появилась школа М. Уэсибы, она создала явную угрозу популярности дзюдо, ведь она была несравненно эффективней в техническом плане, к тому же не последнее место в ней занимала методика воспитания духа. Рассказывают, что однажды Кано приехал, чтобы лично увидеть то, о чем так восторженно отзывались многие специалисты боевых искусств. Когда он увидел Уэсибу в работе, то сказал : "Это и есть мое идеальное Будо. Скажу честно, рад был бы принять Уэсибу в мой Кодокан. Но он такой большой мастер, что это просто невозможно. Однако желаю, чтобы Уэсиба обучал некоторых их моих наиболее способных учеников". Сейчас трудно судить о правдоподобности этой истории, зато известен исторический факт - никто из учеников Кано, пришедших в Айкидо (Мурасигэ, Мотидзуки, Томики, Тохэй) не вернулись больше в Кодокан.