|
Айкидо - это по существу современное выражение Японских боевых искусств (будо). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе 8 века - произведениях Kojiki (летопись событий древности) и Nihongi (хроника Японии) Это не значит, что айкидо слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.
Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как будо, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г. Основатель айкидо, Учитель Уесиба Морихей, родился 14 декабря 1883 г. Живя в бурное время модернизации Японии, он посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Основоположения Учителя Уесибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству будо. Он шел к этой цели долгим путем, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины будо через события современной истории Японии.
Учитель Уесиба, безусловно, считал, что истинный дух будо не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счет накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное проявление будо имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение фундаментальной созидательной силы ki, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ki, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается сотостояние гармонии индивидуальной и универсальной ki, которое проявляется в динамичном движении потока энергии ki, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в айкидо.
Гениальным Учителем Уесиба, который формулировал первый принцип будо как постоянную тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощен в соответствующее боевое искусство, айкидо. Сейчас айкидо - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для нашего века, - занимается бессчетное количество людей - представители всех уровней и классов общества. Определение айкидо как современного будо вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм будо, таких как дзюдо, карате и кендо.
В то время как айкидо развивает духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в мире спорта. Айкидо, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и награждение победителей. Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет ничего более страшного для будо, безусловная цель которого состоит в освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.
Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в Японии после П Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под руководством бывших оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодежь в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту тенденцию развития, айкидо отказывается присоединиться к такой системе классификации и остается верным исходному положению будо: тренировке и развитию духа.
В мире айкидо иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров и аргументирующие это необходимостью привлечь большее число занимающихся, чтобы сохраниться в современное время. Фактически, некоторые занимающиеся айкидо создали самостоятельные школы, пропагандирующие "соревновательное айкидо". Это серьезное дело, поскольку превращение айкидо в другую форму современного спорта могло бы привести к его включению в национальные спортивные программы и в будущем, возможно, в программу Олимпийских игр. Айкидо четко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине: задача айкидо - сохранение основ будо и духовное развитие боевого искусства в соответствии с первым принципом будо, сформулированным Учителем Уесиба: постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека. Традиции будо входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его положением о Пути, стремление к этому должно пересиливать все остальные соображения.
Истинная причина сохранения айкидо в современном мире именно в его соответствии идеалам Учителя Уесиба, немотря на то, что люди могут рассматривать его только как еще одну форму искусства боевых единоборств. Уникальное положение, занимаемое айкидо и четко отделяющее его как от классического будо, так и от его современных форм, не может быть правильно понято на основе сложившихся у людей стереотипов боевых искусств. Этот факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только для айкидо, может создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства. Рано или поздно все занимающиеся задают вопрос "Что есть айкидо?". Даже опытные ученики затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы айкидо впервые, бывают разочарованы или настроены скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут быть отнесены к одной из двух групп: Первая группа включает тех, кто рассматривает айкидо с точки зрения определенных предствлений о боевых искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного.
Наблюдая показательные выступления по айкидо, они по существу оказываюся разочарованы, поскольку ожидают демонстрации грубой силы, единоборства, насилия и даже смертельных приемов. С первого взгляда айкидо с его красивыми плавными движениями кажется ненасильственным и даже пассивным. Часто раздаются такие комментарии как: " Все кажется заранее запланированным и похожим на балет", "в движениях нет переломного момента, высшей точки", "в критической ситуации это было бы неэффективно", и т.д. Эти критические высказывания вполне понятны - они исходят в основном от молодых, ищущих острых ощущений победы и завоевания, или от тех, чьи стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей. Во вторую группу входят те, кто познакомился с современными формами боевых искусств, особенно с соревновательными формами, и рассматривает айкидо с точки зрения соревнования. Их критические высказывания разнообразны: "Почему в айкидо нет турниров на звание чемпиона, как в дзюдо, карате и кендо?". "Почему оно ограничено показательными выступлениями, даже одно из которых производит очень сильное впечатление?" "Из-за отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого, различить новичков и опытных учеников". " Без соревнований никто не будет серьезно заниматься и тренироваться". Опять же, эти критические высказывания понятны, поскольку люди хотят видеть у кого лучше техника и кто сильнее. Еще один наивный, но часто задаваемый вопрос это: "Может ли тот, кто изучил айкидо, выиграть схватку?"
Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и поверхностны, они показывают игнорирование основного принципа айкидо и неправильное понимание основной черты боевых искусств: тренировки духа. Если человек, неспособный к самовоспитанию, хочет показать свою физическую силу, и занятия айкидо привлекают его только для техники борьбы, то его попросят уйти. Без реальных занятий айкидо, включающих терпение и овладение опытом, попытки ответить на возникающие вопросы не дадут полного удовлетворения. Реальные занятия айкидо - это единственный способ постичь его значение и получить какие-либо явные или неявные преимущества. Для большинства занимающихся айкидо характерен такой процесс - начав с сомнений и вопросов, приступив к практическим занятиям они постепенно вникают в методы и сущность айкидо. Затем они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его бездонную глубину.
Тот кто прошел этот процесс познает некоторые стороны айкидо как уникального боевого искусства. Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость" на показательных выступлениях, оно может быть действительно "жестким", резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами (atemi). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль. Затем, он будет поражен, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (ukemi), правильное определение расстояния (ma-ai), вход (irimi) и другие движения корпуса (tai-sabaki). Фактически все тело, не только руки или ноги, должно непрерывно скоординированно двигаться, причем в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того, чтобы выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность движений. Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ki.
Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и дает непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с философскими аспектами будо, разработанными Учителем Уесиба. Наконец, по мере совершенствования ученика будет удивлять бесконечное количество приемов с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями айкидо он поймет центральное значение ki- как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнет ощущать глубину и сложность айкидо как боевого искусства. Короче говоря, только реальные занятия айкидо могут дать полное понимание основной сущности будо - постоянная тренировка тела и разума ка основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность.