Боевые искусства / Боевые искусства славян / Боевые искусства России / Боевое Самбо / Самбо и дзюдо /
Спиридонов Виктор Афанасьевич бывший штабс-капитан русской армии, прошедший две войны русско-японскую и первую мировую. При создании своей системы Спиридонов В. А. встал на тот путь, по которому пошло развитие всего современного искусства защиты и нападения без оружия: он начал создание новой "синтетической" системы составленной из лучших приемов уже существующих систем. Он писал: "Искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому при самозащите нельзя придерживаться одной какой-либо системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений при жизненных столкновениях, а необходимо использовать и все полезное и из других систем, раз это ведет к победе". Спиридонов В. А. при создании своей системы активно использует джиу-джитсу. Вводит в нее лучшие приемы, заимствованные из вольной и классической (греко-римской) борьбы, в том числе и запрещенные. Берет на вооружение удары из английского и французского бокса, а также самобытные, рожденные бытовой и боевой практикой, т. е. которые издавна использовались бывшими милиционерами и даже те, что создал многочисленный в те годы преступный мир. С первых же шагов в своей работе Спиридонов постарался навести порядок в классификации и терминологии неорганизованного "хозяйства" джиу-ждитсу. Даже в современном дзюдо, которое более тщательно отработано, чем джиу-джитсу, система классификации приемов оставляет желать много лучшего. В руководствах по джиу-джитсу того времени приемы располагались совершенно произвольно.
Спиридонов с военной четкостью классифицировал весь тот хаос приемов, который "профессора" джиу-джитсу преподносили своим ученикам. Виктор Афанасьевич логично и четко подразделил все боевые приемы на группы, в зависимости от того, в каком направлении выполняется прием. Чрезмерное сгибание сустава в направлении естественного сгиба - дожимы, против сгиба - рычаги, выкручивание сустава - выверты. Кроме болевых приемов определил еще несколько групп: выведение из равновесия, т. е. броски; удары - кулаком, открытой рукой, локтями, коленями, стопами ног, головой, плечами, тазом; сжатия и нажатия, т. е. удушение и воздействие на болевые, чувствительные точки; а также комбинированные приемы, т. е. приемы одновременно использующие действия из нескольких ранее названных групп.
В строгом соответствии с этой классификацией им были введены русские названия всех приемов, полностью вытеснившие сложную, неудобную и совершенно бессмысленную в русском языке японскую терминологию. В отличие от джиу-джитсу и дзюдо того времени, где господствовала спекулятивная аксиома "каждый прием при любых условиях удается", Виктор Афанасьевич разрабатывал способы мгновенных переходов от неудавшегося к следующему приему. Принцип переходов с приема на прием является ведущим во всей системе "самбо".
Другой принцип, который Спиридонов заложил в "самбо" - это работа не по приемам, а по "принципу". Если в джиу-джитсу и дзюдо все преподаватели требовали только строго определенных движений при исполнении приема, то Виктор Афанасьевич, обучив приему, непременно указывал, что ученик сможет его использовать и при других захватах, позах и взаимоположении с противником. Главное исходить из основного принципа: в какой части тела и за счет какого воздействия причиняется противнику боль или повреждение. В то же время в джиу-джитсу и дзюдо на каждый случай нападения использовался свой прием, в результате борьба строилась на применении большого количества готовых рецептов (приемов). Такой подход усложняет и сильно затягивает процесс подготовки бойца, т. к. обучающемуся приходится выучивать большое количество приемов. А также во время боя создает проблему выбора, т. е. в каждой ситуации боец должен вспоминать подходящий для нее прием, а это требует времени, которое противник может и не дать.
Большим успехом Спиридонова было создание методики преподавания самозащиты, которая в то время в зарубежных системах, включая японские, отсутствовала. Он разработал методику "фазисной", т. е. поэтапной тренировки. На ее первом этапе обучающийся, познакомившись с движениями приема, как бы имитировал прием на несопротивляющемся партнере. По мере освоения переходили к следующим "фазисам" тренировки, при которых сопротивление постепенно не только увеличивалось, но и партнер мог ответить контрприемом. Заключительным этапом являлась вольная схватка.
Может показаться, что поэтапный метод тренировки вещь настолько естественная и само собой разумеющаяся, что было бы странно, чтобы до Спиридонова он не существовал. На самом деле поэтапный метод не такая уж само собой разумеющаяся вещь. По своему многолетнему тренерскому опыту скажу, что учеников буквально приходится заставлять проходить поэтапную отработку приема. Большинство занимающихся стремится как можно быстрее перейти к боевой манере исполнения приема, не имея при этом достаточной наработки, а как только прием немного начинает получаться, так сразу стремятся устроить спарринг. Поэтапность в освоении техники организует именно тренер, сама собой она не возникает. В начале века, во времена Спиридонова, в джиу-джитсу и дзюдо не было поэтапной тренировки. Была отработка приемов, причем каждый отрабатывал их как "бог на душу положит" и вольная борьба. Да и сейчас восточные единоборства не отличаются приверженностью к поэтапной методике тренировки. Зайдите в любую секцию карате-до, и вы увидите, что в большинстве случаев вся тренировка сводится к двум вещам: это отработка техники в воздухе, включая ката, и спарринг, иногда можно увидеть отработку приемов в паре, мало чем отличающуюся от спарринга.
1 2 3 4 5 6 7 8
Рейтинг : 359 Комментарии к статье Обсудить в форуме |