Боевые искусства / Боевые искусства славян / Боевые искусства России / Боевое Самбо / Самбо и дзюдо /
Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материалам из жизни Сиро Сайго, что привлек внимание инос-транцев. К 1905 г. вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе "Дзю-Дзюцу" м-ра Кано, как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей Дзю-Дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что "Японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель Первого Дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано" (цитировано по "Полному курсу Кано Дзю-Дзюцу", авторы Ганкок и Хигаси, опубликованному изда-тельством G.P. Puthan and Sons в 1905 г. Переиздана и сейчас может быть приобретена в Dover Public Inc., Нью-Йорк.) Конечно, не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов - таких, как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнования было бы несложно предсказать.
Если стиль профессора Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-Рю Айки-Дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ Дзю-Дзюцу не нарушит традиции и не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-Рю в исполнении Сиро Сайго.
Во всяком случае, многие из так называемых "Ко-Рю" - старых школ Дзю-Дзюцу были вовсе не старыми, а включали группы тех, кто перенял искуство после исчезновения класса самураев несколько десятилетий назад. Хотя многих из них учили самураи, старавшиеся выжить в трудное время эпохи Реставрации Мэйдзи, в основном они были дилетантами, не имевшими опыта поединков и работы с оружием.
Все же было бы ошибкой слишком критически относиться к профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в области образования и, несмотря ни на что, добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы Дзюдо как основы стандартной системы подготовки японской полиции и армии. В то время Дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применятся только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы "Дзюдока" мог захватить его за одежду для выполнения приемов Дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.
Случилось так, что Сиро Сайго оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил Девятый Дан "Хан-си" по Кюдо, японскому виду стрельбы из лука, и умер 23 декабря 1922 г. в возрасте 57 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-Рю, было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров Дзю-Дзюцу с борцами Сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция.
К сожалению, несколько храбрых полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сиро Сайго в реку Сумида. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы Дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия, и поэтому, чтобы избежать их, а возможно, и избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго временно покинул его.
С отъездом Сиро Сайго из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени Дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы Дзюдо все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а "жесткое" Дзю-до сохранилось только в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода борьбы (формы Будо) просто в спорт, практически неэффективный в реальном поединке, в котором для победы решающими факторами стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований.".
Но, вернемся к Ощепкову. И так, Ощепков хорошо зная сильные и слабые стороны дзюдо начал создавать свою систему, развитие которой происходило самостоятельно, при отсутствии каких-либо непосредственных контактов с зарубежными школами дзюдо, и канонической японской, что оказалось особенно важно. Таким образом, его ничто не связывало, ничто ему не мешало, он был совершенно свободен в своей творческой деятельности.
Прежде всего, Ощепков отказался от философско-мистической основы дзюдо, густо замешанной на дзен-буддизме. Восточная мистика вообще-то чужда исторически сложившейся европейской культуре. Отброшен был и ритуал с поклонами. Если у японцев они являются традиционным приветствием, то у нас воспринимались как проявление нарочито, утрированное и даже унизительное. Татами было заменено мягким борцовским ковром. Вместо свободных, как балахоны, японских кимоно были введены приталенные, более узкие куртки. Отказались и от дзюдоистских панталон, заменив их спортивными трусами. Боролись не босиком, как японцы, а в борцовках - специальных борцовских легких ботинках.
1 2 3 4 5 6 7 8
Рейтинг : 359 Комментарии к статье Обсудить в форуме |