Сделать стартовойСделать закладку
:· Боевые искусства Востока
:· Боевые искусства славян
:· Боевые искусства Европы и Америки
:· Феншуй
:· Искусство самообороны
:· Путь Воина
:· Боевые искусства сегодня
:· Великие мастера
:· Лучшие актеры боевиков
:· Фотогалерея
:· Организации и люди
:· Гостевая
Боевые искусства / Боевые искусства славян / Боевые искусства России / Боевое Самбо / Самбо и дзюдо / 


Самбо и дзюдо


На первый взгляд может показаться, что изменения не значительные, но было вовсе не так. Все это неизбежно влекло за собой появление определенных особенностей техники, естественно отличных от классического дзюдо. Например, наличие мягкого ковра не только смягчало падение борцов, уменьшая травмы, но и способствовало успешному развитию техники борьбы лежа. Сами японцы в последствии отмечали, что этот раздел техники в самбо более совершенен, чем в дзюдо. И специально изучали нашу борьбу, чтобы обогатить свой арсенал приемов.


Уже отмечалось, что во времена Ощепкова практически отсутствовала методика преподавания дзюдо, и что японские специалисты отрицали необходимость общеразвивающих физических упражнений. А ведь, насущная важность научно-обоснованной методики преподавания любой спортивной дисциплины и незаменимая роль общеразвивающих упражнений настолько очевидны, что нет смысла доказывать эти простые истины. Вот что писал Василий Сергеевич: ":наша задача состоит в том, чтобы поднять дело изучения дзюдо, особенно с методической и гигиенической стороны на значительно более высокую ступень, чем это достигнуто, например немцами, у которых эта система в последние годы вылилась в форму массового вида спорта.: В методическом отношении по изучению дзюдо мы расходимся не только с немцами, но и с институтом Кодокан: Что касается института Кодокан, то он до сего времени не удосужился разработать отдел подготовительных упражнений общеразвивающего характера: возможность равномерного развития организма без специальных упражнений достигнута быть не может". Ощепков вводит и широко использует в тренировочной практике упражнения общеразвивающего характера. Был также введен строгий врачебный контроль за состоянием здоровья занимающихся.


Существенные изменения вносились также в правила соревнований, они приблизились к правилам других, уже практиковавшихся у нас международных спортивных единоборств. Было упорядочено судейство, введено обязательное рукопожатие до и после схватки. Борцы разделялись на весовые категории, которые в зарубежном дзюдо отсутствовали еще несколько десятилетий, и были введены под влиянием "самбо". Вводилась русская терминология, в том числе такая, которой у Спиридонова еще не было.


Обогащение и совершенствование техники самыми различными путями было одной из основных задач Василия Сергеевича. Во-первых, он ввел болевые приемы на ноги, которые в дзюдо не использовались. Кроме того, использовался опыт большой тренировочно-состязательной практики многочисленных ощеповских учеников, и, конечно, самого Василия Сергеевича. Он разрабатывал новые приемы и их варианты. Так, он ввел новый прием, при борьбе лежа - "дожим стопы", который теперь стали называть "ущемление ахиллесова сухожилия". Кроме того, он ввел целый ряд бросков с захватом ног руками, чего нет в дзюдо.


Ощепков проанализировал все существовавшие тогда международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы, с точки зрения применимости их техники в боевой схватке. В орбите его пристального внимания оказались не только удары ушу, английского и французского бокса, но еще приемы "финско-французской", а также целого ряда иных видов борьбы, которые Василий Сергеевич именовал "вольной", вольно-американской, русско-швейцарской, кавказской и персидской.


Все эти изыскания были закреплены в правилах соревнований, разработанных в 1933 году Ощепковым, его учеником А. Н. Рубальчиком и несколькими спортивными специалистами. В качестве разрешенных там указывались не только японские, но и приемы финско-французской и вольно-американской борьбы в партере, а в стойке, помимо бросков, из этих двух видов спортивных единоборств еще из швейцарской и кавказской.


Работы Спиридонова и Ощепкова, также как и работы многих других русских специалистов создали фундамент, на котором было построено самбо. Основателем же единоборства, которое мы сейчас называем самбо, является А. А. Харлампиев. Спиридонов В. А. и тем более Ощепков В. С. самбо не создавали, каждый из них создавал свою собственную систему. Если Спиридонова В. А. еще можно было бы отнести к основателям самбо, т. к. он разработал многие принципы, на основе которых было построено самбо, то Ощепков В. С. всю жизнь оставался дзюдоистом и создавал свою систему на принципах дзюдо. Он был категорически против самой идеи создания своего отечественного вида борьбы.


В чем заслуга Харлампиева А. А.? Он раскрыл законы, которые позволили, собранную к тому времени, огромную, более 5000, кучу приемов превратить в очень стройную систему. Харламтиев А. А. открыл механизм, некий алгоритм, позволивший невероятное разнообразие систем единоборств свести к чему-то единому, цельному, осмысленному и главное качественно новому, что привело к появлению некого нового и на этот раз воистину универсального вида - самбо.

<<<НазадВперед>>>
 1  2  3  4  5  6  7  8 


Рейтинг : 359    Комментарии к статье     Обсудить в форуме
Copyright (c) RIN 2002 -    * Обратная связь