Где находилась эта христианская реликвия до XIV века, когда о ней впервые упомянуто в официальных источниках, неизвестно. Хотя в средние века появлялись дубликаты, копии плащаницы, выставлявшиеся для верующих и даже путешествующие по разным странам.
Но почему кусок старой ткани до сих пор вызывает споры в самых разных кругах? Прежде всего потому, что на плащанице присутствует изображение Иисуса Христа в полный рост. Одухотворенное лицо, длинные, слегка вьющиеся волосы, борода. В некоторых местах савана - кровавые пятна.
Казалось бы, ничего странного. Иисус изображен на тысячах икон. Почему художники не могли изобразить Его на плащанице? В том-то и дело, что подлинную плащаницу оказалось очень легко отличить от подделок. На копиях все было нарисовано. На подлиннике же изображение возникло непонятно каким способом. Впервые это обнаружил итальянский фотограф Секондо Пиа (до этого плащаницу не фотографировали). После проявления пленки он обнаружил, что вместо полагающегося по всем законам физики и химии негатива в данном случае изображение позитивное! Так могло произойти, если сама плащаница является негативом: Но как это было достигнуто в те времена, когда о фотографии люди не имели никакого представления?
Или этот саван действительно не дело рук человеческих?
Словом, исследователи разделились на две группы, отстаивающие противоположные мнения. Одни считали, что плащаница - это необычайно искусная подделка и основная задача - раскрыть секрет ее изготовления. Их оппоненты уверены, что только Бог может то, чего не может человек. Некоторых ученых, исследовавших снимки Пиа, поразили анатомические и иные подробности. Вплоть до проколов от игл тернового венца, ран от гвоздей и следов от ударов. Даже направление стекающей крови было именно таким, каким должно было быть у человека, испытывающего страшную боль и умирающего именно на кресте. То есть медицинские, биологические аспекты, связанные с казнью на кресте вообще, совпадали с тем, что сказано в Евангелиях о конкретной мученической кончине Спасителя.
Надо сказать, что ученые предпринимали попытки скопировать картину с плащаницы самыми разными способами, в том числе с применением старинных средств, даже с учетом того, что потовые железы умершего некоторое время еще работают, и это может влиять на изображение. Как ни странно (хотя это обычное дело: часто исследователь, доказывая собственную точку зрения, видит то, что хочет видеть), одним удачная имитация потемневших пятен показалась убедительным доказательством подлинности плащаницы, другим - ее подделки или, во всяком случае, рукотворности.
Таким образом, одни ученые пришли к Богу, признав сверхъестественность происхождения данного изображения Христа, другие просто мечтают раскрыть тайну древних технологий, запредельных для современной науки.
Изображение на плащанице не укладывается не только в научные рамки, но и в рамки наших представлений о том, что получилось бы естественным путем (как пытаются доказать некоторые исследователи). Если вы сами попробуете загримироваться соответствующим образом, будете в гриме долго находиться на жаре (от нее и от жажды страдал на кресте Христос), а потом завернетесь (или пусть вас завернут) в полотно известных размеров, то ваши испарения не напишут ту картину, которая есть на плащанице. Если бы дело было только в человеческих испарениях, то полотно должно было так тщательно облегать каждый участок лица и тела, как воск, гипс, глина или тесто. Иначе, например на лице, ткань не коснется глазных впадин. А это уже явно исказит портрет, чего и в помине нет на плащанице.
В 1974 году к разгадке таинственного изображения подключились специалисты ВВС США. По их данным, интенсивность некоторых участков изображения на исследуемом саване меняется в зависимости от того, на каком расстоянии ткань находилась от лица и тела. Но при этом тончайшие детали присутствуют и там, где, судя по всему, кожа и ткань не соприкасались:
Так возникла версия о том, что изображение на плащанице - результат энергетического излучения самого Христа, образовавшееся в момент Его воскрешения. Или это мощное излучение Бога-Отца, при помощи которого он воскресил Сына человеческого и вознес Его на небеса. То есть само изображение возникло в результате воскрешения и вознесения как энергетический отпечаток события планетарного, космического масштаба.
Другие варианты объяснений тоже близки. Есть предположение, что уникальное, не поддающееся объяснению современной наукой изображение на плащанице возникло от воздействия космических лучей интенсивностью примерно 100 рентген. Многие считают это излучение сродни тем специфическим сильным лучам, исходящим из НЛО, которые способны не механическим путем поднять, втянуть, затащить внутрь объекта людей, животных, пробы грунта, воды и т. д. Это, возможно, частично объясняет легкую опаленность ткани плащаницы огнем, выявленное американскими специалистами. Хотя, возможно, эта опаленность - результат пожара 1533 года, случившегося в часовне, построенной специально для плащаницы герцогом Савойским Луи. Тогда реликвию чудесным образом не тронул огонь, хотя расплавленные серебряные капли от ларца, где она хранилась, прожгли в ней несколько дырочек, бережно заштопанных потом монахинями. Исследователи фиксируют и следы воды от тушения того далекого пожара.
Версия о рисунке представляется наименее вероятной, так как красок, химических растворителей и всего остального, что присутствует на любом живописном полотне, на этом таинственном холсте нет. А изображение есть!