Боевые искусства / Боевые искусства славян / Русский стиль / Невидимое оружие /
Дело в том, что каратистские удары в большинстве своем прямолинейны, они имеют некоторую паузу в завершающей фазе и требуют в ней максимальной концентрации силы. Генетически имея меньший, чем европейцы, вес тела и мышечную массу, японец должен, что называется, вложиться в удар, сконцентрировать в нем всю свою мощь для достижения разрушительного эффекта (мы сейчас не говорим о работе по точкам). Славянину же, чтобы сбить противника с ног, от править его в нокдаун, достаточно было и нефиксированного удара с проносом. И лучше, если он наносится по криволинейной траектории - рука без задержки возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели. Высокая скорострельность важна в схватке с несколькими противниками, особенно при окружении ими. Грунтовский за время ленинградской встречи не раз показывал успешное ведение поединка в подобной ситуации. Отличительные черты его стиля - это развернутая грудь, посадка головы с приподнятым подбородком, движения рук и ног таковы, что практически нет разницы между блоком и ударом. Легкое, порхающее перемещение чередуется с притопыванием, будто гвоздь вколачивается в пол. Часты повороты на 180 градусов, а то и на 360. Боксерские лапы ударов не выдерживают, рвутся, потому ленинградцы переделывают их под себя, усиливают. Андрей, коренной петербуржец в пятом поколении, учился основам стиля у своего отца Владимира Иосифовича, а тот, в свою очередь, у одного из патриархов самбо - Анатолия Аркадьевича Харлампиева. Дед последнего, кстати, был известным смоленским кулачным бойцом - вот она, ниточка, связь с народным боевым искусством...
Русский стиль. А то, что такое искусство было, подтверждают очевидцы: Побоища происходили отнюдь не с бацу, как говорится, в силу полупьяного азарта или какого-нибудь случайного инцидента, напротив, стенка замышлялась чуть не за неделю, обсуждалась на военном совете, который собирался в том или другом фабричном трактире, и окончательные решения по организации битвы принимались военачальниками обеих сторон по взаимному соглашению. Это отрывок из книги Д.А.Покровского Очерки Москвы, опубликованной в конце XIX века. Или вот еще: Доселе свежи предания о непобедимых рыцарях кулачного боя и мужественных вождях стенок. Это были, конечно простые фабричные, искусившиеся в энергических приемах российского бокса... На кулачные бои они смотрели не как на забаву, а как на дело, к которому они предназначены самой судьбой, как артист смотрит на подмостки, и к этому делу относились с суровой, добросовестной педантичностью.
К сожалению, после 1917 года традиции русского кулачного боя стали затухать. И вот теперь с аншлагом идут китайские, японские, американские фильмы о мастерах восточных стилей. Помимо кулачного боя, у славян культивировались и другие не менее популярные виды единоборств, о которых сейчас мало кто вспоминает: палочный бой (запрещен с XVI века), борьба в схватку и не в схватку, борьба об одной руке, борьба на поясах - это только те, о которых известно. Восточные славяне всегда славились непревзойденными рукопашниками.
Как парадокс прозвучит для многих малоизвестный факт - в XIV столетии китайские императоры предпочитали формировать для себя охранный полк из русских, прославляющих верность. Добровольцев вербовали специально посланные императорские эксперты. Вот вам и сюжет для захватывающего кинобоевика! Не менее высокий авторитет имело русское рукопашное искусство и на Западе. Скажем, в XVI веке один польский офицер предупреждал в своих воспоминаниях: Сражающиеся с московитами должны весьма умеючи действовать оружием, чтобы не попасть в руки их, ибо они весьма крепки плечами, руками, всем телом.
До нынешних дней сохранились имена мастеров-кулачников. Причем упоминаются среди них не только люди богатырского сложения, как, например, московский Семен-Трещар (XVII в.), кулаком вышибавший кирпичи из печки, но и небольшого роста, худощавые, невзрачные с виду. Такими были приказной чиновник Батин и фабричный человек Соколик, однако оба обладали выдающейся силой и притом ловкостью и изворотливостью в боях. Это обстоятельство особенно примечательно, ибо показывает- не просто данная от природы медвежья сила определяла исход поединка.
Были секреты, кстати, и работа по точкам, и определенные типы дыхания (аналог цигуна), и особое состояние духа (модная ныне медитация). Московский генерал-губернатор в Отечественную войну 1812 года граф Ф.В. Ростопчин, большой знаток английского бокса, говаривал: Битва на кулаках-такая же наука, как бой на рапирах. Да и знаменитая суворовская Наука побеждать предусматривала, как важный компонент, специальную подготовку солдат для ведения рукопашных схваток. А потому у современного русского стиля, того самого, которым пользовался волкодав Таманцев - герой книги В.Богомолова В августе 44-го, или Момент истины, корни глубокие.
Есть у нас и сейчас представители русского стиля (эти мастера достойны того, чтобы назвать их - Александр Ретюнских, организовавший в Москве школу выживания, Александр Лавров, Сергей Боровик, воевавший в Афганистане, Сергей Огородников, Александр Потапов). Маятник, который качал Таманцев, - отнюдь не выдумка. Их техника не требует ни каких-то супер физических возможностей, ни больших затрат энергии. Она построена на великолепном знании законов механики, на оптических, звуковых и биоэнергетических эффектах. Борьба позволяет рассчитывать на успех при самых разнообразных условиях - в тесной комнате, на лесной поляне, в снегу по пояс, на всех уровнях - стоя, на коленях, лежа. Соперник может быть вооружен чем угодно: ножом, мечом. ломом, топором, пистолетом... Для конвоирования или ликвидации противника применяются любые подручные средства - от автомата с пустым магазином до шнурка от ботинка или даже спички.
1 2 3
Рейтинг : 467 Комментарии к статье Обсудить в форуме В тему:
:· Дайдо джуку, спорт или Искусство
Поклонникам восточных единоборств этот вид хорошо известен - они даже называют его совершенным боевым искусством, каратэ XXI века....
|
:· Становление самурайства (часть II)
В 645 г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати Сумэраги и Накатоми, возглавляемых принцем Накано Оэ и Накатоми Каматари, над родом Согана, на престол был возведён представитель победившей коалиции - 36-й император Японии Котоку (645 - 650), который принял титул тэнно - сын Неба....
|
:· "Золотой век" ниндзюцу
Конец XII века стал для Японии временем тяжелых потрясений. На фоне засухи и чумы в смертельной схватке за власть сошлись 2 крупнейшие группировки самураев - Тайра и Минамото. В те дни сражения более не походили на грандиозные турниры....
|
:· На пороге "золотого века"
30-е годы XIV века ознаменовались яростной борьбой между императорской фамилией и захватившей власть в сёгунате семьей регентов Ходзё за власть в стране. События 1333-1336 годов в японской истории получили название реставрации Кэмму - по девизу правления императора Годайго....
|
:· XX век
В Байе капоэйре удалось пережить репрессии в форме ритуализованного танца-поединка, вобравшего в себя другие элементы африканской культуры. На смену кровопролитным стычкам пришло относительно мирное времяпровождение по вечерам и праздничным дням. ...
|
:· Средневековье
Безусловно, самое обширное и достоверное описание России первой трети XVI века оставил Сигизмунд (Зигмунд) Герберштейн, посол императора Максимилиана. ...
|
:· XVIII век
Восемнадцатый век дает возможность познакомиться с описаниями кулачных боев, сделанными уже самими россиянами. ...
|
| |