С древнейших времен и до наших дней пион почитали как магическое и целебное растение. Назван он в честь Пиона, врачевателя богов, который, согласно Гомеру, исцелил Аида и Ареса. "Пион" было также одним из прозвищ Аполлона, связанным с присущим этому богу даром целительства. Древние греки верили, что собирать его корни безопасно только ночью и, как и корень мандрагоры, только с помощью собаки, которую надо привязать к растению и, приманив куском мяса, положенным немного дальше пределов ее досягаемости, заставить выдернуть растение с корнем. Человек, занятый в этой операции, должен был удалиться на достаточное расстояние, предоставив бедное животное его несчастной судьбе, потому что, опять-таки как и в случае мандрагоры, растение при выдергивании корня издает роковой для слышащего его существа крик. Но будучи уже собран, этот корень является мощным противоядием от многих напастей, и особенно ценным средством против психических расстройств, ночных кошмаров, эпилепсии и тому подобных болезней.
Пифагор сообщает, что если страдающий эпилепсией начнет носить с собой корень или ожерелье из семян пиона, ему уже можно не опасаться нового приступа, а много веков спустя Паркинсон в "Paradisi in Sole, Paradisus Terrestis" (1629) говорит, что корень пиона - "самое верное средство против всех эпилептических болезней, говоря по-английски, падучей". Ожерелья из семян или из вырезанных из корней бусин носили во многих районах Англии даже еще в середине прошлого века в качестве амулетов против разного рода припадков, а также для предотвращения судорог у младенцев и облегчения прорезания зубов. Ирландское средство для устранения послеродовых недугов, записанное Морой Лэйверти в 1942 году (Maura Laverty, "Never No More"), состояло в том, чтобы измельчить девять семян пиона, смешать с бурой и миндальным орехом и давать матери пить с анисовой белой водой.
Кроме целебных свойств пионам приписывали и защитные, и их семена и корни использовали в магических мероприятиях, направленных против ведьм.