Понятно, что противоположностей может быть только две, как это явствует из самого понятия дуальности. Две противоположности вместе составляют дуальную пару. Дуальные пары полностью и до конца определяют нашу с вами жизнь, наши взаимоотношения с внешним миром и степень переживаемой нами свободы, мы с вами уже рассматривали это.
Если вы возьмёте красивую вещь и начнёте пристально вглядываться в неё, можно сказать, концентрироваться, то постепенно начнёте замечать, что эта красивая вещь состоит из великого множества мелких деталей, которые по сути своей ничем не примечательны, примитивны и даже, бывает, безобразны. И странным образом это множество некрасивых деталей формирует красивую вещь.
Если вы возьмёте безобразную вещь и начнёте, концентрируясь, пристально изучать её строение, то заметите, что она, в свою очередь, состоит из множества привлекательных и даже красивых деталей, совершенных в своём строении. Но, если вы смотрите на эту вещь отстранённым взглядом, она чудесным образом является перед вами в безобразном виде. Когда я вижу такие превращения, мне часто приходит на ум мысль, что это один из способов, как истинно прекрасное скрывает себя и защищается от жадных рук и нескромных взглядов.
Проделав вышеописанный эксперимент несколько раз, вы научитесь легко различать в прекрасном безобразное, а в безобразном - прекрасное. В каждом предмете, в каждом явлении вы будете видеть и прекрасное и безобразное. Прекрасное и безобразное будут непрерывно переходить друг в друга, сливаться, соединяясь в одно целое. Предметы начнут раскрывать перед вами свою самобытность, неповторимость. Всё вместе это показывает, что прекрасное есть безобразное.
Когда концентрация есть медитация, тогда перед человеком не остаётся никаких тайн в Природе.
Когда-то, очень давно, интересуясь вопросом, что такое медитация, я прочитал книгу Свами Шивананды 'Концентрация и медитация'. Книга была внушительных размеров, а Свами Шивананда являлся великим и всеми почитаемым йогином, но я так и не понял, что такое концентрация и медитация.
Сейчас я осознаю, что не понял этого, потому что общался с книгой на уровне ума, а не сердцем. Я собирал знания о медитации, но не практиковал её. Знания, собранные подобным образом, всегда оказываются бесплодными, хотя среди людей они ценятся, а сами люди, обладающие такими знаниями, слывут умными и привлекают к себе внимание.
Тогда я ничего не понял из книги Свами Шивананды, хотя среди знакомых пользовался уважением и легко зарабатывал очки, потому что мог с умным видом порассуждать на эту тему. Из моей книги вы тоже ничего не поймёте. Концентрацию и медитацию нельзя понять на уровне ума. Их можно осознать, только если начать делать. А делать можно начать прямо сейчас, не тратя впустую время на дальнейшее чтение этой книги.