Современная славянская духовность находится в состоянии оформления. Она перерабатывает и почвенные, и посторонние духовные формы, но не сводится ни к одной из них.
Так, если говорить о славянской духовной "почве", то современную славянскую духовность невозможно редуцировать ни к дохристианскому ведическому православию, ни к христианству, ни к марксизму, ни к позитивизму. Тем более абсурдны попытки свести современную славянскую духовность к какому-либо из "посторонних" метафизических или эзотерических учений, множеством которых теперь так увлекаются славяне.
По-видимому, имеет смысл говорить о самобытных религиозных, философских, научных, художественных и синтетических формах славянской духовности, рождающихся в наше время. Судя по разнообразию этих форм, современная славянская духовность полиморфна. Конструктивная психология представляет собой одну из синтетических форм современной славянской духовности, возникшую на стыке искусства, философии и науки.
Если рассматривать конструктивную психологию в пространстве научной психологии, то она, согласно науковедческим представлениям, является третьей, завершающей стадией развития психологии, вслед за объяснительной и описательной стадиями. В рамках научной парадигмы конструктивную психологию можно определить как науку о сущности, ценности и способах развития психики.
Продуктом конструктивной психологии являются психотехнологии, содействующие интеграции, развитию и осуществлению возможностей самосознающей психики, понимаемой как целостное, метасистемное качество системы "человек-мир". Поскольку в задачу конструктивной психологии входит проектирование картин мира, ценностных ориентации, способов деятельности и жизнедеятельности, становится понятным ее философско-психологический, а не чисто психологический характер.
Если рассматривать конструктивную психологию в пространстве истории психологии, то она является методологическим синтезом четырех типов эмпирического и теоретического психологического знания, сложившегося исторически: эзотерической психологии, житейской психологии, психиатрии и научной психологии.
Эти специализированные типы психологического знания обслуживают основные бытийные процессы человека - процессы развития, функционирования и восстановления, а также логической формализации эмпирико-интуитивного знания. Конструктивная психология, таким образом, представляет собой пятый тип психологического знания - синтетический.
Для сохранения "связи времен" и удобства использования предлагаемого способа организации психологического знания я сохранил в определении конструктивной психологии его историческую специализацию. Субординационная структура конструктивной психологии построена мною как эволюционная спираль, где каждый последующий уровень диалектически снимает предыдущий. Каждый уровень, в свою очередь, может быть структурирован по вертикали и горизонтали, и потому конструктивная психология является многоуровневой спектральной психологией.
Верхний теоретико-технологический уровень конструктивной психологии занимает психология интегрального развития человека. Ее эмпирический аналог - эзотерическая психология, инвариантом которой, как показывает анализ, является йога. Средний уровень занимает психология оптимального функционирования, эмпирическим аналогом которой является общеизвестная житейская психология. Нижний уровень конструктивной психологии занимает психология эффективного восстановления; ее эмпирический аналог - психиатрия в широком смысле.