Простые люди тоже часто обладали некоторыми магическими знаниями, однако не в таком объеме, как, профессионалы. Это не вызывало ни у кого удивления, наоборот, считалось, что в быту некоторые сведений магического характера необходимы: например, для лечения незначительных заболеваний, ворожбы, усиления красоты и привлекательности, расположения к себе окружающих. Все эти сведения распространялись довольно широко, но передача их была далеко не простым делом: здесь надо соблюдать предосторожности, чтобы самому не лишиться силы слова. Передавались знания младшим в своей семье или близким. В основном когда старшие по состоянию физическому уже не могли заниматься магией. Например, если у человека выпадали зубы, считалось, что он потерял силу заклинать.
Наиболее легко распространялись сведения, полезные каждому. Практически каждый хорошо ориентировался в том, что надо делать, если спина во время жатвы разболелась или руки развились в суставах, как избавиться от зубной боли, "ячменя", как успокоить скотину или обеспечить ежедневный возврат коровы домой.
Среди женщин активно распространялись сведения о лечении детей. В данном случае можно говорить о своеобразной энциклопедии в устном варианте. Не обращаясь к специалисту, можно было изгонять ночниц и крикс, напавших на дитятю, загрызать детскую грыжу, избавлять ребенка от "черной болезни" (эпилепсии), заговаривать от испуга, оберегать от нечисти. Большую часть магических действ совершала сама мать, иногда ее могла заменить родная бабка. Но считалось, что именно мать, непосредственно связанная кровными узами с младенцем, может через себя избавить его от всех напастей. Порой это обставлялось как своеобразное повторное рождение. Излечивая дитя от родимца и других болезней, мать должна была сесть ему голой попой и сказать: "Чем мати тебя родила, тем и отходила".
К потусторонним силам человек вынужден был обращаться в сложных жизненных ситуациях. Существовали заклинания от возможных напастей: "от судей неправедных", "на власть имущих", "на царские очи", "от барского гнева". Уходя в солдаты, мужчины запасались молитвами и заклятиями для сохранения оружия, для меткости в стрельбе, "от шальной пули".
Такие магические приемы и заговорно-заклинательные акты сочетали в себе слово, действие и использование особых предметов. Человек, обладающий подобными оберегами, никак не причислял себя к знающим. Наоборот, считалось, что, потеряв, например, записанную на листочке заклинательную молитву, он уже ничего не сможет сделать, даже если помнит текст наизусть.
Стремились к магическому знанию, конечно же, многие, но далеко не все. Большинство людей полагали, что излишнее знание, требующее связи с потусторонними силами, иногда далеко не праведными, во-первых, будет обременять, во-вторых, может оказаться вредным для мирской и будущей жизни. Здесь сказывалось, конечно же, и отношение церкви к такого рода деятельности.
Среди непосвященных бытовали в основном представления о возможности разового обращения к силам черной или белой магии с помощью какого-то вспомогательного элемента - слова, предмета, особого действия. Некоторое исключение делалось для матерей, у которых были дети в возрасте до года. Год - дата перехода из младенчества в детство. Переход выражал как бы окончательный разрыв матери и ребенка с миром потусторонним, из которого новорожденный пришел. Интересно, что внутри первого годового цикла для матери и ребенка выделяются еще несколько значительных дат: 3 дня, 40 пней. Особенно важна последняя дата. После нее женщина вводится во храм. До этого она считается нечистой. Позже связь кормящей матери с потусторонним миром ослабевает, но до года все же сохраняется.