|
На протяжении XIX и XX веков продолжалось противостояние эволюционистских или же прогресситских концепций и подходов, утверждавших многообразие исторического развития. Сторонники такого явления опирались на свидетельства роста и совершенствования хозяйственных, технологических, научных и политических сторон жизни и отстаивали принципы универсальности и необратимости смены стилей и форм духовной жизни. Такая точка зрения была использованна в концепции модернизации, а позднее - в 'миросистемной' теории, получившей развитие в 80-х годах в работах многих выдающихся мыслителей XX века, в частности Фернана Броделя, одного из крупнейших историков, а так же философов современности.
Фернан Бродель родился в 1902 г. в небольшой деревушке на востоке Франции. Учась в Париже, Бродель окончил лицей Вольтера и Сорбонну. В 1923 г. он получил звание агреже исторических наук. После этого преподавал в Алжире, Париже, Сан-Паулу. В 1937 г. Бродель получил назначение в практическую школу высших исследований.
С началом 2-й мировой войны Фернан Бродель оказался на фронте. Во время разгрома французской армии он попал в плен и в 1940-1945 гг. находился в нацистских лагерях для военнопленных, сначала - в Майнце, а затем - в Любеке. Находясь в лагере и не имея под рукой необходимых материалов, но обладая феноменальной памятью, он много работал, исписывая одну тетрадь за другой и пересылая их Л.Февру. С 1946 г. Фернан Бродель стал одним из директоров созданного М.Блоком и Л.Февром журнала 'Анналы' и общепризнанным лидером этого историко-географического направления.
Он подготовил увлекательное исследование 'Средиземное море и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II', в 1947 г. защитил на эту тему диссертацию, а в 1949 г. вышла в свет и сама книга - плод 20-летнего труда.
С 1949 г. он работал заведующим кафедрой современной цивилизации в Коллеж-де-Франс, с 1956 г. - президентом VI Секции Практической школы высших исследований, где прилагал большие усилия для решения проблемы междисциплинарных связей, диалога истории с другими социальными науками.
В 1962 г. Фернан Бродель стал главным администратором Дома наук о человеке. В 1976 году во Франции был создан Центр Фернана Броделя, который развивается и по сей день.Разносторонняя деятельность Фернана Броделя, как организатора научных исследований, получила международное признание. Он удостоен звания почетный доктор университетов Брюсселя, Оксфорда, Кембриджа, Мадрида, Женевы, Лондона, Чикаго, Флоренции, Сан-Паулу, Падуи, Эдинбурга.
Одной из главных мыслей Броделя (а также Вольтера) являлось его утверждение о том, что историю нельзя анализировать, опираясь лишь на правителей тех или иных стран, на известных военных и политических деятелей или на войны революции. Необходимо рассматривать историю целого общества, народа, историю его культуры, науки, нравов. Бродель, в отличии от многих других историков, которые обращают внимание лишь на поверхностные потоки истории общества, рассматривает ее глубинные течения. Он обращает большое внимание именно на общество, так как именно оно формирует всю историю.
Между XV и XVIII вв. мир все еще представлял собой огромную крестьнскую страну, в которой от 80% до 90% людей жили плодами земли. По этой причине зависимость их жизни от климатических условий была весьма велика. В тот период в мире наблюдалась асимметрия плотности населения. Мир был разделен на узкие (плотно заселенные) и обширные (но пустые, с редким населением) области.
С XIV по XVIII вв. в жизни людей продолжалась борьба на два фронта: против скудности и недостатка питания и против заразных болезней. У человека того времени был короткий срок жизни плюс несколько лет для богатых. На основе высокой смертности от болезней в описываемый период Бродель сделал философский вывод о том, что ': с того момента, как человек стал господствовать над другими существами, он по отношению к ним проявляет макропаразитизм хищника. А сам, будучи подвержен нападению всяких бактерий, становится жертвой микропаразитизма. Возможно, что эта гигантская борьба и образует историю людей:'