Кремирование - наиболее гигиеничный способ погребения. Но представители Православной Церкви активно противятся распространению этой традиции.
Питерские врачи-исследователи продемонстрировали уникальный эксперимент, заснятый ими на пленку. Эксперимент проводился в крематории. На тело, уложенное в гроб и полностью подготовленное к сожжению, помещалась еще и масса датчиков, снимающих показания со всех рефлекторных точек и мозга покойного. Естественно, стрелки приборов оставались на нуле, человек был мертв уже четвертые сутки. Далее гроб с телом водрузили на специальный движущийся эскалатор-подиум, завершавшийся жерлом электропечи для кремации... Кошмар заключался в том, что по мере движения гроба к месту сожжения стрелки приборов вначале едва заметно, потом все более отчетливо задрожали, а перо энцефалографа - прибора, снимающего показания с мозга, - в преддверии горящего жерла печи внезапно тронулось и начало выписывать все более высокие зубцы...
Но ведь мозг-то по всем медицинским показателям был уже давно мертв! Однако с прибором не поспоришь, тем более что зубцы эти в переводе с медицинского языка означали сигнал SОS: проще говоря, точно такой сигнал, с точно таким же рисунком энцефалограммы дает мозг живого и насмерть перепуганного человека...
Комментарии к эксперименту ученые искренне пообещали дать в следующей своей ТВ-передаче на ту же тему. Но даже через полгода продолжения не было: тема была либо закрыта, либо засекречена, что в данной ситуации одно и то же. Ведь кремация - и впрямь самый "гигиеничный" способ погребения, а если добавить к этому еще и явную нехватку мест на кладбищах... К тому же стоит вспомнить, что и у нас на Руси, вопреки стойкой традиции погребения, во время эпидемий холеры и чумы трупы порой тоже сжигались...
Впрочем, не всегда: многим, наверное, известно о существовании "чумных холмов" - мест погребения умерших от эпидемий. Эти захоронения, хотя и общие, "братские", но происходили традиционно. Трупы просто закапывали на большую глубину, сверху насыпался холм и ставилась каменная табличка с датой и навечно высеченным предупреждением о том, что на данном месте ничего нельзя трогать в течение трехсот лет с момента захоронения.
Появление же первых крематориев, еще не в России, но уже в Европе, датируется очень приблизительно серединой прошлого века. Возможно, европейские, маленькие по территории страны просто значительно раньше нас начали испытывать дефицит мест на кладбищах. И хотя споры с церковью были поначалу и там, они достаточно быстро уладились. Первыми "сдались" лютеране и протестанты, затем - католики, хотя последние и по сей день скорее 'закрывают глаза' на сожжение умерших, чем его приветствуют. Что ж, проблема дефицита земли - проблема вполне очевидная. Так что смирились, несмотря на то что огонь в христианстве всегда был символом ада, поэтому последние, кому он может быть нужен (даже по отношению к телу), должны быть именно христиане...
Что касается крематориев в России, то их начали строить после 1917 года... Не кажется ли это символичным, если добавить сюда стяг революции - красный флаг? Ведь красный цвет всегда был цветом Дьявола!.. Однако, чтобы не получить обвинения в фанатизме, оставим временно в стороне нашу историческую религию - православие, категорически протестующую по поводу сожжения умерших, и углубимся в более древний период истории - языческий.
Языческие верования наших предков дошли до нас в виде далеко не полном. Несмотря на это, можно с уверенностью говорить о том, что магические ритуалы язычников всегда были связаны с огнем. Об этом свидетельствуют и малочисленные остатки древних капищ, прокопченные насквозь, и несколько достаточно подробных их описаний, сохранившихся в древних летописях. Огонь всегда разводился перед идолом, которому поклонялись. Но вот что важно: перед пламенем трепетали, его постоянно поддерживали, не давая угаснуть, но при этом, несмотря на всю очевидную пользу огня, его всегда боялись... А мертвых язычники хоронили как можно дальше от капищ с огнем, зарывая тела в землю.
Зато самым страшным наказанием поверженного врага был как раз огонь. Следы этой посмертной казни сохранились в фольклоре. Вспомним: в русских сказках Соловья-разбойника или, допустим, Кащея Бессмертного не просто убивают, отрубая голову. Их еще и сжигают, а пепел "развеивают по ветру". Наши предки были уверены, что подобная мера по отношению к врагу необходима для того, чтобы не только он, но и память о нем исчезла с лица Земли... Есть ли в этом веровании хоть какое-то рациональное зерно?