Обычно считается очень нехорошим знаком, если ребенок родится с одним или несколькими зубами. В разных местах это предсказывает разные вещи, но все они плохие: или ребенку не будет везти в жизни; или у него будет такой характер, что он не сможет себя контролировать, или он умрет насильственной смертью. В Оксфордшире в 1951 году записали нечто такое, что вполне может быть более ранним вариантом этой приметы. Когда о ней спросили повитуху, она сказала: "Я никогда об этом не говорю, а если спросят, отрицаю ради спокойствия матери, но на самом деле это означает, что ребенок вырастет убийцей".
Трудный период прорезывания зубов имеет собственные знамения и собственные опасности, против которых применяют множество всяческих амулетов. Поныне один из них - популярный подарок на крещение в виде кораллов с колокольчиками (см. КОРАЛЛ), равно как и ожерельице из девяти полосок алого шелка, перевязанных узлами через равные интервалы, которое повитуха надевает младенцу на шею сразу после омовения и оставляет там до конца периода прорезывания зубов. Еще один защитный амулет, тоже надеваемый на шею, - ладанка с девятью или семью живыми древесными блохами или с несколькими волосками, вырванными из ослиного креста (см. ОСЕЛ). Все это, как и многое другое, было направлено на то, чтобы зубы резались легче, а также на защиту ребенка от всяких дурных воздействий в этот опасный переходный период.
Если первый зуб прорезывается на нижней челюсти, ребенок умрет в младенчестве, и то же самое, если зубы расставлены неравномерно. В Йоркшире, Шотландии и некоторых северных районах Англии преждевременное прорезывание считается признаком ранней смерти; в других же местах оно предсказывает рождение еще одного ребенка в семье. Если два верхних передних зуба расставлены так далеко, что в щель можно просунуть мелкую монетку, то в Нортгемптоне это рассматривают как добрую примету, признак будущего богатства и процветания, а в северо-восточной Шотландии - как предсказание беспечного характера и чрезмерную любовь к противоположному полу.
Вплоть до конца прошлого века, а то и еще позже, существовал обычай хранить выпавшие или вырванные зубы человека до его смерти и потом класть их ему в гроб. Некоторые мамаши сохраняли таким манером даже молочные зубы своих детей, а когда те вырастали, передавали на хранение им самим. Этот обычай связан с древним и очень живучим представлением, что в теле человека при захоронении не должно чего-либо недоставать (см. ЗАХОРОНЕНИЕ ПОЛНОЕ), а кроме того, ему часто давали другое, более конкретное объяснение. Говорили, что именно зубы человек должен иметь у себя под рукой, поскольку по прибытии на Небеса ему придется давать отчет о всех своих зубах за всю жизнь. Если ему это не удастся, то в судный день он должен будет отыскивать недостающие. В некоторых областях полагали, что от выполнения этой нелегкой задачи можно уклониться и другим способом, а именно если каждый выпавший или вырванный зуб посыпать солью и бросить в огонь. При этом необходимо приговаривать что-то вроде:
Хороший зуб, плохой зуб, Боже, дай мне хороший зуб...
Или:
Огонь, гори, зуб сожги, Мне другой подари, И не кривой, А прямой...
Существует бессчетное число вариантов подобных стишков.