Галина Ершова,
Кандидат исторических наук<>
Журнал 'Сила духа'?2
Наверняка, каждому из вас доводилось сталкиваться самому или слышать о людях, обладающих знаниями, непонятно откуда берущимися, или поразительными способностями, находящимися за пределами нашего обыденного понимания. Я имею в виду экстрасенсов, ясновидящих, колдунов, шаманов, предсказателей, гадалок, людей с феноменальной памятью или способностью притягивать предметы, "видеть" пальцами, провоцировать возгорание, людей, умеющих читать чужие и передавать свои мысли на расстоянии. Можно по-разному относиться к сверхъестественному -интересоваться им или нет, замечать его или не замечать, верить или не верить, открыто признавать или скрывать свою веру, можно даже бороться с правом необъяснимого на существование. Весь разброс мнений подтверждает лишь одно - хотя тайна способностей человека стара как само человечество, притягательность этой тайны с каждым днем делается все более захватывающей.
Hо все же, откуда берут люди эту чудесную силу, этот "внерациональный" опыт, это чувственное, интуитивное знание? Будем называть "интуитивным знанием" все необычные способности человека, имеющие частичное рациональное объяснение или вовсе никакого не имеющие, но тем не менее существующие в реальности и довольно часто регистрируемые приборами. Много ли таких людей? Не удивляйтесь, этим знанием обладает абсолютное большинство людей, а не только перечисленные нами выше. Просто для этого большинства необходимым условие обращения к интуитивным знаниям и использования их является стресс, момент опасности для человека или условие выживания популяции.
Интуитивным знаниям очень - очень много лет. Ими обладал предок человека еще задолго до того, как он стал называться homo sapiens, что в переводе с латыни означает "человек разумный". Ведь интуитивное знание - то есть знание, полученное в результате познания окружающей действительности только лишь посредством ощущений - присуще и животным. Так и наш далекий предок прежде всего был "гоминидом интуитивным", способным лишь ощущать мир и благодарно принимать его дары, ловко или не очень уворачиваясь от бесконечных ударов, развивая при этом в себе условные рефлексы и инстинкты. Однако он не умел целенаправленно воздействовать на этот огромный мир, не мог оценить его гармонии, как, впрочем, и не мог заниматься его систематическим разрушением.
Между тем все интуитивное знание помещалось первоначально в сравнительно небольшом по объему мозге. Мы не будем сейчас и пытаться решить, что же в эволюции послужило причиной резкого увеличения объема мозга гоминида - известно только, что примерно к 40-му тысячелетию до нашей эры этот объем уже в два с половиной раза превышал свои исходные параметры. Нам остается лишь признать, что событие планетарного значения произошло, и наш "гоминид интуитивный" обрел дар речи. Обретя же этот бесценный дар, он начал становиться, наконец, "человеком разумным". Однако сразу уточним: дополнительные качества добавились и обогатили прежние возможности мозга. А из этого следует, что интуитивные способности вовсе не оказались вытесненными, они всего лишь дополнились новыми и тем самым постепенно оказались как бы отодвинутыми на второй план. Тем не менее, человек стал не только воспринимать действительность, но и обрел способность ее анализировать и активно на нее воздействовать. Постоянно изменяя при этом, прежде всего, самого себя и создавая совершенно новый тип биологического коллектива -социальное объединение или социум, который начал свое победное существование за счет развития и постоянного усложнения "общественных" связей между людьми.
Что помогает нам понять древнего человека?
Судить о его способностях мы можем благодаря незаменимым помощникам. Первый - это историко-антропологическая реконструкция. Вторым помощником становится так называемый "биогенетический закон" Геккеля, согласно которому развитие каждой особи повторяет эволюцию всего живого - проще говоря, развитие ребенка от зачатия до полного взросления повторяет, как бы в сжатом виде, развитие от инфузории до современного человека. В качестве третьего помощника мы привлекли наблюдения психиатров, в частности, крупнейшего специалиста по паранормальным способностям доктора психиатрии Т.А. Доброхотовой.
У нашего предка, когда он из неандертальца превращался в кроманьонца - человека современного - постепенно разрастались зоны мозга, отвечающие за ритмику и речь, которыми он овладевал. Наш ребенок "преодолевает" этот рубеж в первый и второй год жизни, когда идет формирование речи, ритмической артикуляции, интонаций и модуляций речи. Известно, что словесная ритмика воспринимается и усваивается раньше самой речи. Так что в расхожей фразе об Арине Родионовне, сделавшей из Пушкина великого русского поэта, скрыт чрезвычайно глубокий смысл.
Именно няня, рассказывая младенцу Сашеньке русские народные сказки и напевая колыбельные песенки, "заложила" в него, как интуитивное знание, программу ритмики русского языка. Не будет преувеличением сказать, что национально-культурная принадлежность каждого человека предопределяется ритмическим фоном той среды, которая воздействует на него тогда, когда он еще не умеет говорить. Любопытно, что при некоторых поражениях мозга восстановление речи у человека начинается с ритмических присказок, которые отпечатались в его мозгу в младенчестве Так, например, взрослому пациенту, к которому начинает возвращаться речь, показывают изображение звонка, а он называет его колокольчики-бубенчики', показывают петуха, а он: "петушок-золотой гребешок ' А сам и не помнит, что все эти присказки вложила в него мать, когда он едва начинал говорить. А теперь вернемся к нашему далекому предку -гоминиду в те момент, когда он произнес не звук и уж не просто слог - в котором начало качественно нового, чисто человеческого этапа развития, а СЛОВО Не будет преувеличением сказать, что оно буквально перевернуло его незатейливую, но тяжелую жизнь.
Возникновение слова позволяет уже не только передавать ситуацию, но и моделировать ее. То есть не просто крикнуть "А-а-а" предупреждая об опасности, или сказать ' дай", протянув руку к куску мяса, а сообщать о том, что было бы, если бы произошло то-то и то-то. Именно эта способность позволяет несложной сигнализации - угуканью и размахиванию руками - преобразоваться в речь. Но главное то, что отныне основной задачей сигнализации, помимо прежней коммуникативной (для общения), становится моделирующая. Именно этот качественно новый уровень, названный МЫШЛЕНИЕМ, дал гоминиду, единственному из животных возможность заранее планировать свои действия, в том числе и такие, какие он никогда в жизни не выполнял. Способность к моделированию и свидетельствует об окончательном формировании функций левого полушария мозга homo sapiens. Проще говоря, человек становится эволюции", когда приобретает способность... лгать, то есть моделировать клательную в корыстных целях ситуацию. И вот тут-то в поисках тайны познания мы и подошли к главному вопросу: а куда же уходит интуитивное знание и где обосновалось абстрактное мышление?
Этот сложный вопрос напрямую связан с распределением функций между правым и левым полушариями человеческого мозга. Из школьной программы мы хорошо усвоили, что мозг является парным симметричным органом, а левое полушарие - доминантным ( т. е. главным по отношению к правому - и прежде всего потому, что руководит речью. Однако, последние десятилетия бурных исследований в данной области привели к кардинальному пересмотру этой поверхностной модели. И чтобы представить всю гамму различий между работой полушарий, составим сравнительную схему, которая не только обозначит исходные параметры мыслительных и поведенческих способностей человека вообще, но и поможет каждому лучше разобраться в самом себе, мотивацию собственных поступков, интересов и пристрастий. (Схему смотрите в конце статьи).
Сразу подчеркнем, что в правом полушарии закреплены более древние, лучшие, выявленные биологическим отбором признаки. Образно говоря, правое полушарие - это одновременно и "хранилище" полезного опыта и, оценивающий этот опыт "ученый совет". Левому, как мы уже видели, по функциям более молодому полушарию, больше подходит сравнение с исследовательской лабораторией, постоянно занятой приобретением нового опыта - и зачастую не только положительного.
Одним словом, правое полушарие так же отличается от левого, как "Портрет Дориана Грея" отличается от "черного квадрата" Малевича.
Однако, в жизни каждая личность -это уникальная комбинация право- и левополушарных качеств, которые могут по - разному группироваться в зависимости от различных жизненных ситуаций. И если вы попытаетесь "нарисовать автопортрет", учитывая качества, присущие правому и левому полушариям, то, возможно, получите довольно пеструю мозаичную абстракцию, которая, тем не менее, приоткроет - наподобие психоанализа - кое-какие, может быть, даже неожиданные для вас черты вашей личности.
В начале этой статьи мы задали себе вопрос - откуда люди берут интуитивное знание? Как вы уже, конечно, поняли, они "черпают" его из правого полушария - входя в особое состояние сознания, используя методики шаманов и йогов, путем воздержания, голодания, физических мучений, или просто - неведомо как, попав в экстремальную ситуацию, чтобы выжить или спасти жизнь своих близких. Ведь у нас с вами и людей, живших тысячи лет назад, одна естественная цель в жизни - жить и продолжать род, одна физиология, одни чувства и эмоции.
Интуитивное знание - не колдовство. Оно в виде резервной программы заложено в каждом из нас, оно присуще человеку как биологическому виду. Как "овладеть" этим знанием? Кому это лучше удается и почему? Это отдельный разговор, и мы надеемся к нему еще вернуться.
Начнем с портрета левого полушария.
-0но всегда полно энтузиазма (даже без причины);
-Оно коммуникативно и беспредельно болтливо;
-0но является прекрасным исполнителем без всякого намека на "божью искру";
-0но постоянно систематизирует пространство и время;
-Оно бодро живет настоящим, целенаправленно в пристрастно моделируя будущее,
используя информацию о прошлом, но только ту, чаще всего положительную,
которую считает необходимым заполучить от правого полушария;
-0но глубоко безразлично ко всему, что не затрагивает его корыстных интересов;
-0но ловко оперирует абстрактными символами, умеет считать и обожает строить схемы;
-0яо может приврать и само попасться в ловушку ложной информации;
-0но всегда ставит цель и во всем ищет выгоду и пользу;
-0но ненавидит и способно творить зло;
-0но глухо к языку природы, но зато понимает человеческую речь;
-0но считает танец бессмысленным занятием, но зато с пониманием относятся к пантомиме и аэробике;
-0но во всем отделяет левое от правого;
-Оно воспринимает все условные символы от жеста до знаков письма;
-0но прежде всего оценивает форму, практически не придавая значения цвету: идеал "черный квадрат" Малевича;
-0но схематично анализирует поведение людей и ситуации, игнорируя внерациональные детали;
-0но рационально познает мир и целенапраленно воздействует на него;
-0но готово задавить своей железной логикой безмолвный интуитивный сигнал;
-0но. наконец, лицемерно подсовывает вам портрет идеального "Я", который может
оказаться весьма недалеким от"Я"реального - и тогда не дай бог им встретиться
Теперь рассмотрим "портрет" правого полушария:
-0но всегда печально;
-0но одиноко и молчаливо; обладает творческими способностями)! и ему доступны откровения;
-0но признает только актуальное пространство и время;
-0но помнит все и живет только прошлым, лишь на какой-то миг присоединяясь к настоящему;
-0но хранит образы, эмоционально к ним относится и услужливо предлагает их в виде воспоминаний;
-0но никогда не лжет, а чужую ложь расценивает лишь как правдивую характеристику лгуна;
-0ни альтруистично и бескорыстно;
-0но любит ни за что, испытывает необъяснимую симпатию или антипатию;
-Оно воспринимает все ритмы окружающего мира, музыку и поэзию, любит кружиться в танце;
-0но знает, где верх и где низ, но практически игнорирует существование левого и правого;
-0но до тонкостей ориентируется в природных звуках, но совсем не различает Речь;
-Oнo понимает жесты и пиктограммы, но не читает букв;
-0но различает цвета, но не видит оттенков;
-Оно тонко чувствует людей и ситуации и никогда не ошибается;
-Оно воспринимает окружающий мир на уровне ощущений и влияет на него внерациональным способом;
-Оно хранит и может реализовать свои паранормальные способности, если только сумеет пробиться сквозь аналитический щит левого полушария;
-0но, как мистический портрет Дориана Грея, беспристрастно и честно воспроизводит образ вашего реального "Я" и вряд ли вы захотите с ним познакомиться.