'Однажды один человек, изучавший философию буддизма, пришёл к Мастеру Дзэн, чтобы изучать дзэн-буддизм под его руководством. Когда через несколько лет он покидал Учи -теля, тот сказал ему на прощанье: "Умозрительное постижение истины полезно только при сборе материала для проповедей. Запомни, если ты не будешь медитировать, твой свет истины погаснет "'.
Концентрация и медитация - это два противоположных состояния, дуальная пара. Раз это дуальная пара, следовательно, она подчиняется всем писанным ранее законам дуального мира.
Концентрация означает фокусирование и сосредоточение на предмете. В этом состоянии ум заостряется и способен проникать в самые глубины, в самую суть вещей. С помощью неё мы познаём строение или суть интересующего нас предмета или явления. Очень знакомое и часто используемое в жизни состояние, не правда ли? Йоги в Тибете говорят, что, если бы человек, сосредоточившись на каком-то предмете, мог сохранять эту концентрацию хотя бы в течение двух минут, он стал бы гением.
Медитация означает состояние, противоположное концентрации. То есть во время медитации ум рассредоточивается, раскидывается вширь, а мысли либо отсутствуют вовсе, либо блуждают с предмета на предмет, ни на чём конкретно не останавливаясь, ни к чему не привязываясь. Это состояние созерцания и прострации, когда в уме сохраняется некоторая функция внимания.
В данном состоянии мы способны объять несколько или множество вещей одновременно и увидеть внутреннюю связь между ними, порядок их взаимодействия. У некоторых людей это состояние способно распространиться на всю вселенную, тогда человек постигает Миропорядок. Состояние медитации менее знакомо нормальному человеку, особенно городскому жителю, который вечно снует туда-сюда, пытаясь решить свои проблемы.
В жизни концентрация переходит в медитацию, медитация переходит в концентрацию, и это происходит непрерывно. Когда вы концентрируетесь, пристально рассматривая находящийся перед собой предмет или раздумывая над чем-то, этот процесс вас утомляет и вы впадаете в некое состояние, напоминающее прострацию, уноситесь мыслями неизвестно куда. Так вы переходите в состояние медитации.
Когда вы сидите, например, на берегу реки, созерцая природу вокруг себя и растворясь в ней, вы, по сути дела, медитируете. Потом наступает некое состояние насыщения, и тут ваше внимание может привлечь пробегающий по своим делам жучок. Вы сосредоточиваете внимание на его строении, окраске, на том, как он передвигает ноги. Так вы переходите в состояние концентрации.
Мы - наши умы - взаимодействуем с предметами и явлениями только с помощью этих двух состояний. Другие состояния ума, такие как внимание, расслабление, устремлённость, усидчивость, непривязаниость и т. п., являются вспомогательными.
Концентрация, достигая своего предела, переходит в медитацию, медитация, достигая предела, переходит в концентрацию - это вечно длящийся процесс, пока человек живёт в своём материальном теле. Нормальный человек обычно находится в одном из состояний какие-то доли секунды, а потом переключается в противоположность, чтобы затем вернуться назад, и т. д.
Медитация подобна состоянию, когда вы смотрите на Землю из космоса, видя её в общем, вместе со всеми её городами, лесами и реками. Концентрация подобна состоянию, когда на общем плане вы способны разглядеть улицы, тропинки в лесу и даже иголки на деревьях.