Бузина в народных поверьях пользуется двоякой репутацией. Приносить ее древесину в дом считалось плохой приметой, а сжигать ее - еще худшей. Садовникам, занимавшимся стрижкой живых изгородей, разрешалось забирать себе отстриженные прутья; так вот, они всегда отсортировывали бузину и не брали домой. Джон Джонс рассказывает один случай, когда выкорчевывали старую живую изгородь, все ветви связывали, а бузину, как водится, откладывали в сторону. Когда хозяина спросили, что делать с бузиной, тот ответил, что ее надо сжечь вместе со всем остальным, на что один садовник заявил, что "сроду не слыхал, чтобы сжигали бузину", и наотрез отказался вязать ее для этой нехорошей цели. В Линкольншире говорят, что сжечь бузину - значит привести дьявола в дом. В Шропшире еще в 1938 году многие старожилы верили, что это повлечет за собой смерть члена семьи в течение года.
Некоторые фермеры не любят пользоваться прутьями бузины для того, чтобы погонять скот на рынок, а их жены - использовать их в качестве вертела для птицы. Выпороть ребенка розгой из бузины значило остановить его рост, а в те времена, когда делали колыбели на качалках, гнуть последние из бузины было опасно: если это сделать, ведьмы смогут раскачивать колыбель на расстоянии или как-нибудь иначе вредить ребенку. Те же ведьмы иногда превращались в деревья бузины, которые, если их спилить, кровоточили. Есть легенда о том, как одна ведьма превратила короля и всю его армию в камни, а сама сделалась бузиной рядом с ними. Существует предание, что местные жители в канун Иванова дня отправлялись к этому месту и пировали там, а потом ритуально спиливали ведьмово дерево. Из него текла кровь, а король-камень кивал головой.
Еще одну историю о кровоточащем дереве, которое, хоть и не названо, но почти наверняка было бузиной, ассказывают в Сайрезэме, в Нортгемптоншире. Человек срезал веточку для своего маленького сына и в ужасе увидел, что из разреза сочится кровь. Спустя некоторое время было замечено, что у некой женщины, подозреваемой в колдовстве, перевязана рука, и это совпадение было принято в качестве доказательства того, что она действительно ведьма.
Этот зловещий характер бузины объясняли тем, что именно на ней повесился Иуда Искариот, или тем, что из ее древесины был сделан Крест. Последнее верование с^ бузиной разделяют ясень, тополь и другие деревья. В Йоркшире, когда человека венчали сплетенным из побегов бузины венцом, это служило Знаком последней стадии деградации и общественного презрения именно в силу связи дерева с иудиной смертью. Впрочем, истинные корни связанных с бузиной суеверий представляются еще дохристианскими и связанными с анимистическими представлениями древних. В Скандинавии и Германии она считалась обиталищем Старейшей Матери, у которой необходимо спрашивать разрешения, прежде чем срубать сучья или спиливать само дерево. В германских языках даже в названии этого растения отражена старость, старшинство, старейшинство, как и в английском названии бузины - "элдер". Датские лесорубы перед рубкой бузины говорили: "Хильдемоер, хильдемоер, позволь срубить твои ветви". В Линкольншире подобная просьба звучала примерно так:
Старушка, дай мне твоего дерева, А я тебе дам своего, Когда сам стану деревом.
Считалось крайне плохой приметой приступать к работе, не испросив такого разрешения. Хинли рассказывает, как он однажды навестил некую женщину, чей младенец недавно перенес судороги. Она пожаловалась, что ее муж по глупости отрезал куски бузины, чтобы починить полозья, на которых качается колыбель, "не спросив разрешения у Старой Леди", и обиженный дух дерева принялся щипать младенца до такой степени, что тот чуть не почернел. Когда же качалку заменили на другую, из ясеня, ребенок поправился.