"Рождение Иисуса Христа - великое чудо, Тайна Нового времени." Это заявление Христианской церкви известно со времен ее зарождения.
Богословы, абсолютно доверяя каждому слову Нового завета, бесчисленное число раз комментировали и трактовали символическое значение рождества Христова. При этом любые попытки научного анализа евангельских рассказов о рождении Спасителя рассматривались как ересь. Атеисты, которые утверждали, что Иисус - это миф, придуманный церковниками, наоборот не интересовались подробностями рождения того, кого, по их мнению, никогда не существовало.
Однако человек устроен так, что он всегда стремится к поиску истины. И если человека, как считают теологи, создал Бог, то, видимо, именно Он и вложил в него эту вечную жажду истинных знаний. Церковная версия событий, связанных с рождением Спасителя, известна всем, как верующим, так и неверующим. Иисус родился в нулевом году Новой эры, в городе Вифлееме, в яслях. Его рождение сопровождалось небесным явлением - "Вифлеемской звездой", которая указала волхвам место рождения Спасителя. Родителями Иисуса был еврейский плотник Иосиф и его жена Мария.
Сюжет пышно обыгрывается в католических странах, особенно в Италии, в дни рождественских праздников, что автору посчастливилось наблюдать лично.
Однако, если к этой теме обратится объективно думающий исследователь, не принадлежащий ни к ортодоксальным богословам, ни к воинствующим церковникам, то перед ним сразу возникнет ряд сложных и далеко не решенных проблем. Особенно, если сосредоточить внимание на текстологическом изучении евангелия, как основного источника информации об этих событиях.
Попробуем и мы изучить все сообщения евангелистов о подробностях событий тех далеких дней. Попытаемся ответить на ряд вопросов, имеющих большое значение для истории Иисуса Христа и христианства.
Где родился Иисус Христос?
Когда он родился?
Кто были его родители?
Это банальные вопросы любой современной анкеты. В нашем с вами исследовании совершенно ясные для любого богослова или просто верующего человека. Ответы на них на самом деле еще нуждаются в самом тщательном изучении.
Поражает тот факт, что из четырех евангелистов два - Марк и Иоанн - вообще ничего не сообщают о рождении Христа. Особенно странно это молчание в сочинениях любимого ученика Христа - Ионанна Богослова. Как он писал, Иисус, находясь на кресте, поручил ему заботу о своей матери, и она с того времени жила в его доме (Иоанн, 19,27). Трудно объяснить, почему евангелист Иоанн, общаясь в своем доме с матерью Иисуса, не спросил ее о подробностях рождения любимого учителя.
Сведения о рождестве Иисуса сохраняются в Евангелии от Матфея и в пространном рассказе святого Луки (Матфей, гл.I, стихи 18-25, гл.2, стихи 1-23, Лука, гл.1, cт. 26-30, гл.2, ст.40). Текстуальное сличение этих повествований по отдельным позициям приводит к совершенно неожиданным выводам. Информация двух евангелистов об одном событии резко различается друг от друга.
Разночтения можно свести в две группы. В первую следует собрать такие сведения, которые имеются у одного апостола и отсутствуют в рассказе другого. Богословы легко объясняют эти разночтения тем, что евангелисты просто по разному описали события, которые они сами не наблюдали (несложный расчет показывает, что апостолы были моложе Иисуса лет на десять). Они писали с чужих слов, вследствие чего могли получиться разночтения. Пропуски одного текста следует заполнить сведениями из других Евангелий.
Во вторую группу следует отнести такие сообщения одного евангелиста, которые противоречат записям другого. В этих случаях читающий Евангелие становится в тупик, ибо не может решить - сведениям какого из апостолов следует верить?
Богословы утверждают, что надо верить каждому слову Святого писания. Да, апостолы тщательно фиксировали незначительные штрихи из жизни Иисуса, случайные встречи, второстепенные обстоятельства.
И в то же время каждый о чем-то умалчивал... Объяснить такое умалчивание можно либо тем, что они ничего не знали о рождении Иисуса, либо знали, но, по тем или иным причинам, предпочитали не писать об этом.