|
Поиск предпосылок происхождения боевого искусства - капоэйры в среде бразильских рабов, связан с рядом серьёзных проблем. Можно даже сказать, что на сегодняшний день не существует ни одной логичной теории возникновения этого вида борьбы.
Бразильские негры-капоэристы считают, что её привезли из Анголы вместе с рабами, что мало вероятно. Дело в том, что западная тропическая Африка: Ангола, Камерун, Нигерия, Конго - это страны с весьма консервативной традиционной культурой, а вследствие этого с высокой степенью сохранности всех фольклорных форм. Именно из этих стран возили рабов в Бразилию, однако, современные этнологические исследования этого региона, предпринятые учёными, в том числе и бразильскими, не дали ни каких обнадёживающих результатов - там нет подобных боевых танцев, нет и аналогичных систем боя.
Наиболее близкий боевой танец, существующий в западной Африке и сохранившийся в практике капоэристов в Бразилии - это "Макулеле". Он безусловно сыграл роль в формировании лица современной капоэйры, это и есть африканский вклад в развитие бразильской системы. Но его движения, ритм и рисунок принципиально различаются с капоэйрой.
Макулеле - это танец с двумя "факао" (длинными ножами для рубки тростника) или с двумя "бастао" (палками длинной с предплечье), этим оружием пляшущие наносят ритмичные удары по палкам или ножам партнёра, в промежутках между ударами делают какие - либо танцевальные "па" (подобные конструкции плясового обряда встречаются в мире широко: и у славян, и у кавказцев, и в Китае). В макулеле практически отсутствуют прыжки, нижние удары и подсечки из положения "на корточках". Иногда капоэрист пляшущий макулеле, вставляет в танец движения из капоэйры, но они не характерны для исходной формы макулеле, это просто перенос плясуном двигательных форм из одной традиции в другую. Ещё одна немаловажная деталь, макулеле не пляшут под "биримбао" - священный инструмент капоэйры, если бы корни капоэйры были в макулеле, то и этот танец сопровождался бы игрой на биримбао. Кстати говоря, точного эквивалента биримбао в Африке не найдено. Биримбао - это, по выражению капоэристов, "сердце капоэйры". Инструмент выглядит как лук (с одной тетивой), но вместо жил для тетивы теперь берут струну из велосипедного колеса, поверх струны и палки надевается резонатор (специально выделанная тыква, напоминающая скорлупу большого ореха), на гриф навязывают ленточки с написанными христианскими молитвами (их обычно привозят из Байи). По струне бьют палочкой и ритмично глушат её звон, дотрагиваясь до струны камнем, а резонатор одновременно то отводят от живота, то прижимают.
Выходя в круг на бой, капоэрист сначала крестится, а потом с почтением дотрагивается до биримбао, только после этого идёт в игру. Безусловно, такой важный боевой музыкальный инструмент - конструктивный элемент боевого обряда, перекочевал бы из предтечи в капоэйру, однако в макулеле его нет. Из всего вышесказанного следует вывод: Африка не является родиной и истоком капоэйры, т.к. её вклад в эту традицию ограничивается некоторой этнокультурной эстетикой в пластике, музыке и жесте. Само собой, что основные носители боевой культуры капоэйры: бразильские рабы - негры привнесли в эту систему свой национальный колорит, боевой опыт, свои обычаи и верования. Но как мы уже выше говорили, этот африканский вклад не является структурообразующим и исходным, он был вторичен, и появился не в Африке, а в Южной Америке - в Бразилии.
Можно предположить, что другим возможным истоком этой бразильской борьбы могли, вероятно, быть традиционные боевые системы южноамериканских индейцев.
От Североамериканских Великих равнин до Амазонии и бассейна реки Парана, в известных нам индейских боевых приёмах иногда используются удары ногами во время стойки на двух и одной руке, типа "колесо". Можно было бы допустить, что эти боевые движения были переняты беглыми неграми-рабами у местных племён и включены в боевой пляс, но и такое предположение не особенно помогает нам в объяснении происхождения капоэйры, так как прочие боевые движения бразильской борьбы, такие как, удары ногами и, особенно, бой "вприсядку", не характерны для известных нам на сегодняшний день индейских боевых танцев и способов боя. На наш взгляд, на формирование современного лица бразильской борьбы, индейского влияния было ещё меньше, чем африканского. Да и было-ли?
Влияние индейских традиций на боевое искусство бразильских рабов было минимальным потому, что уже в 1755-1758 г.г. рабство индейцев было бразильским законодательством отменено (для сравнения: доставка африканских рабов в страну началась с 1538 г., а спустя 217 лет индейцы и негры оказались в состоянии социального неравенства).
В пальмовой республике Палмерес - крупном независимом центре беглых рабов (1630 -1697 г.г.) штата Алагоас, (именно этому месту бразильское предание приписывает первородство капоэйры), индейцы находились у негров на положении рабов, более того, метисы и индейцы составляли основную массу рабов, а, следовательно, ни о каком взаимном творчестве рабов (индейцев) и рабовладельцев (негров) не могло быть и речи. Правда, рабы доказавшие свою верность республике в битвах с белыми, получали от Палмерес "вольную", но даже освобождённые индейцы занимали самую низкую социальную ступень в этой бразильской "вольнице". Расовая нетерпимость доходила до того, что свободным индейцам запрещалось посещать негритянские религиозные собрания и народные праздники, что уж говорить о "РОДЕ" - боевом обряде капоэристов.