В течение первых дней жизни новорожденного младенца всегда соблюдали множество всевозможных предосторожностей и добрых обычаев - как для того, чтобы защитить его от непосредственной опасности в период между рождением и крещением, так и затем, чтобы обеспечить ему удачу в последующей жизни. Большинство из них теперь забыты, потому, может быть, что так много детей рождается ныне в родильных домах, где для магических обрядов нет ни времени, ни желания. Но немалое число таких обычаев дожило до начала нынешнего века, а некоторые и до наших дней, и их соблюдают в семьях, где дети рождаются на дому.
Козни ведьм и злых фей отводили в Шотландии и некоторых районах Северной Англии путем "освящения" матери и ребенка: вокруг их постели обносили зажженную свечу, а в более благочестивых домах - открытую Библию. Почти повсеместно в колыбель клали всяческие талисманы, особенно перед крещением. В Йоркшире младенца, прежде чем к нему прикоснется кто-либо другой, давали подержать девственнице. В Камберленде голову ребенка сразу после рождения омывали ромом на счастье, а если ему случалось родиться в пятницу, его после этого укладывали на Библию. В Суффолке головку младенца омывали джином, чтобы у него был хороший цвет кожи. На западе Англии первое купание, по мере возможности, проводили перед очагом, огонь в котором разводили на ясеневых дровах (см. ЯСЕНЬ).
В большинстве регионов считалось плохой приметой, если первая одежда младенца была новой. В первый раз его надлежало завернуть во что-нибудь старое, а только потом использовать новые и хорошие вещи, приготовленные матерью во время беременности. С этой целью повитуха, когда ее вызывали к роженице, приносила с собой старую юбку или что-нибудь в этом роде.
Во многих областях Англии новорожденному как можно скорее давали угольный чай, то есть воду, в которую был брошен тлеющий уголек. В приграничных с Уэльсом районах первой пищей младенца был мед (а если такового не было, то влажный сахар), смешанный со сливочным маслом. Кроме того, что эта еда полезна для здоровья, она еще обладала магическими свойствами: уголек служил символом животворящего огня, а мед перенимал от производящих его пчел (см.) способность придавать человеку силу и доброту. У язычников-скандинавов, а также в Ирландии мед новорожденному мальчику подавали на кончике отцовского меча, чтобы он вырос сильным и храбрым воином. В горных районах Шотландии няня брала зеленый побег ясеня и держала один конец в огне, пока с другого не начнет выступать сок. Она собирала его на ложечку и давала младенцу, иногда смешав с медом, в качестве его первой пищи - и для того, чтобы придать ему силы, и чтобы защитить от злых фей. В некоторых районах Англии, когда новорожденный младенец казался беспокойным и делал сосательные движения губами, ему давали немного желе из заячьих мозгов.
Очень распространено поверье, что ребенка необходимо пронести вверх по лестнице раньше, чем вниз. Его первое передвижение в этом мире Должно быть направлено вверх, иначе он не достигнет в жизни никаких высот или, согласно другому, более позднему, наверное, варианту, не сможет подняться на небеса после смерти. Если родильная комната располагалась на самом верхнем этаже дома, откуда уже не было пути наверх, сиделка могла преодолеть эту трудность, вскарабкавшись с ребенком на руках на ящик или низкий табурет. В некоторых районах считалось, что первое передвижение ребенка сверху вниз, его первый выход во внешний мир и первое после родов появление матери должны происходить в воскресенье.