Не ищите смысла в медитации. Не ищите смысла ни в своей медитации или концентрации, ни в том опыте, который будете переживать. Как только вы найдёте смысл, вы пойдёте дальше уже с этим смыслом, с этой мыслью, потому что она возьмёт вас - так действует любая мысль,- а значит, вы попадёте в ловушку ума, что, собственно, ему и надо.
То же самое касается и всех наших поступков и самой жизни.
Важность идти вместе с потоком перемен, непрерывно меняться вместе с окружающей вас природой, перетекать из состояния в состояние, не цепляясь и не привязываясь ни к чему (иначе какое же это будет перетекание?), всегда подчёркивалось в дзэн-буддизме. Следующая история-коан наглядно это демонстрирует.
'Как-то я встретился с одним теологом, и мы начали обсуждать мировые религии. Он настаивал на том, что все религии имеют один источник и говорят об одном и том же, но разными словами, и приводил при этом множество примеров.
- Великая Истина Одна,-говорил он,-все вещи выходят из неё и к ней возвращаются. В мировых религиях она излагается по-разному, но всё равно она Одна-Единственная.
Я понял, что этот спор может продолжаться бесконечно, и поэтому изложил ему известный коан Мастера Чао-Чоу.
- Если все вещи возвращаются к Единому, то куда возвращается Единое?- спросил я его.
Теолог неожиданно пришёл в замешательство. На этом мы и расстались. На следующий день он пришёл ко мне и сказал:
- Я знаю правильный ответ на ваш вопрос: Единое возвращается ко всем вещам.
- Согласно Дзэн ваш ответ слишком запоздал,-сказал я ему,- и занимайся вы Дзэн, давно уже получили бы тридцать ударов палкой.
- А если бы я сразу ответил на ваш вопрос, что бы вы сказали в ответ?- спросил он.
- Теперь давайте последуем традиции Дзэн и снова зададим вопрос.- И я повторил вчерашний вопрос: - Если все вещи возвращаются в Единое, куда возвращается Единое?
- Оно возвращается ко всем вещам!
- Какая никчёмная чепуха!- сказал я'
Наш ум переменчив. Внешнее Равно Внутреннему, поэтому сутью нашей Вселенной также являются перемены, в ней нет ничего постоянного.
Там, где постоянство, стабильность, обитает разрушение и смерть.
Знания, которые вы приобретаете, ответы, которые находите, истина, которую обретаете в озарении,- всё это мгновенно устаревает. Уже в следующее мгновение всё это годится только для мусорного бачка.
Нормальный человек всегда придает ценность тому, что познал, своим знаниям, и носится с ними как с писаной торбой всю оставшуюся жизнь. Это и называется быть мёртвым уже при жизни. В всём этом нет никакой свободы.
Как перестать цепляться за полученные знания?
Возьмите в руки какой-нибудь предмет, например картофелину. Подержите в руках, а потом выпустите, возьмите, а потом выпустите, возьмите и выпустите...
Можно ли в занятые вещами руки что-нибудь ещё взять ?
Можно ли в занятый мыслями и знаниями ум что-нибудь ещё?..