'Нет опасности больше невежества,
нет ничего достойнее изучения мудрости,
прожигающей мрак невежества -
от этого зависит благосостояние мира'.
Р. Бэкон (1210-1294).
Человечество шагнуло в двадцать первый век и третье тысячелетие по григорианскому исчислению в своей истории. Поистине живущие на земле современники являются свидетелями величайшей смены времени. Если окинуть взором прошлое человечества - с чего оно началось и чего пока ещё достигло - поражает воображение. Человек начал свою деятельность с изготовления примитивных каменных орудий и в современных условиях достиг уровня создания космических кораблей и других величайших творений современной цивилизации. Все эти успехи появились не сами по себе, в готовом виде или в результате озарения, как божий дар, а достигли в результате целеустремлённости, беспрерывной работой и умом, и мускулами, шаг за шагом годами, веками и тысячелетиями. Таков магистральный путь общественного прогресса.
Как человек стал разумным (homo sapiens) и с этого периода начинается разумная история общества. Он пытается разрешить драму своих взаимоотношений с природой путём создания мирообъясняющих систем. Но задача была одной из самых труднейших, бесконечных, противоречивых, но в то же самое время она неуклонно развивалась по восходящей спирали, постепенно шаг за шагом - от незнания к поверхностным знаниям и от них к более глубоким знаниям, от наивных религиозно-мифологических восприятий мира к научным знаниям. Таков диалектический путь развития, который ни перед чем не преклоняется. Хотя человечество в этом направлении, на сегодняшний день и достигло величайших успехов в познании природы, но процесс по своей сущности бесконечный и ничем не ограниченный. Архимедовой осью в данном процессе на объективной основе выступают разум и знания. Передовые мыслители всех времён и народов Востока и Запада, Юга и Севера отмечали исключительную роль этих столпов человеческого гения. Но весь этот путь был тернистым, проходил он в самой бескомпромиссной борьбе идей различных мировоззрений и взглядов на решение тех или иных естественнонаучных глобальных проблем. И, несмотря на различные мировоззренческие подходы к их решению, разум и знание постепенно, по спирали неуклонно подымались всё выше и выше. Весь этот процесс по своему существу закономерен, сложившимся на базисной основе определённой эпохи разум правит миром.
Еще в глубокой древности Гераклит из Эфеса (6 в. до н.э.) разум считал 'божественным' законом 'логос', что 'мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и прислушиваться к голосу природы, поступать согласно с ней'. Проблемы разума и знания занимали, и до сих пор занимают, наиважнейшее место и выступают в качестве постоянных величин в духовной жизни общества. Свидетельством данного тезиса являются известные на весь мир исторические памятники литературы, истории, философии, тексты священных писаний национальных и мировых религий, в которых этим вопросам уделяется особое внимание, возводят их в ранг божественных истин. Объём небольшой статьи не позволяет автору подробно остановиться на анализе проблемы разума и знания в историческом процессе, поэтому ограничимся на фрагментарном показе их исторической роли в мусульманском мышлении и миропонимании в контексте прошлого и современного путём показа общей преемственной связи. И это совершенно неслучайно и есть крайняя необходимость акцентуации нашего внимания на рубеже веков на отмеченных проблемах, и направить их в русло современных запросов, востребованных реалиями нашей жизни.
А реалии наших дней таковы, что они вызывают тревогу и озабоченность. Поэтому ещё раз хочется обратить внимание на республиканскую интеллигенцию, чтобы её представители особое внимание уделили образованию и учёбе подрастающего поколения в условиях современной сложной идеологической обстановки в Дагестане, да и во всём мусульманском мире. На проблемы разума и знания исключительное внимание уделяется в мусульманской литературе, начиная от священных текстов (Коран и Сунна), кончая теологической и философской литературой. Избранник Аллаха Мухаммад провозгласил фундаментальную идею, что ислам пришёл на смену устаревшей истине, ставшей заблуждением перед истиной новой и вечной. На этой фундаментальной основе построено всё здание мусульманской идеологической системы: догматики, теологии и философии. В частности, американский исследователь Франц Розенталь в своей книге ' Торжество знания ' упоминает, что в Коране корень слова 'знать' (ильм) вместе с производными от этого словами ' знание ', ' наука ' встречаются около 750 раз, т.е. необычайно часто, составляя около 1% его словарного фонда. Для аргументации идеи о том, что в Коране значительное место уделяется разуму и знаниям следует привести, хотя ограниченное число аятов. Так, ' Разве сравняются те, которые знают, и те которые не знают? (39;12); ': слепой, глухой и зрячий, слышащий. Разве сравняются в примере? ' (11;26); ' Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали и тех, кому дано знание, на разные ступени ' (58; 12). Процитированные кораническими аятами далеко не исчерпываются базисные откровения Корана о разуме и знании. В некотором смысле нельзя не согласиться с мнением известного французского востоковеда Максима Роденсона, который отмечал: ' Коран-это священная книга, в которой рационализм занимает большое место'.