Обращаясь к теме американских ценностей, традиций американской философии и культуры, в качестве проводника можно избрать одного из выдающихся философов XX в. Джорджа Сантаяну.
Летом 1911 г. Сантаяна был приглашен в Калифорнийский университет в Беркли. Не будучи никогда прежде на западе страны и готовясь насовсем уехать из Америки, Сантаяна принял приглашение. Незадолго до окончания летнего семестра, 25 августа, он выступил с публичной лекцией "Благопристойная традиция в американской философии" . Эта лекция стала как бы прощальным словом Сантаяны перед отъездом в Европу. В ней он свободно высказал то, "что он давно хотел сказать, и эта возможность была исключительно подходящей для этого".
Поставив в название своей лекции слово "философия", Сантаяна в определенном смысле вводит в заблуждение, ибо рассматривает не только философские течения, но и литературные явления в американской культуре. В начале эссе Сантаяна устанавливает наличие натуралистического отношения между жизнью и философией и полагает его нормативным для всех философских произведений. Он провозглашает философию подлинной лишь в том случае, если она "вдохновляет и выражает жизнь тех, кто ее лелеет".В этом утверждении содержатся две различные, но взаимодополняющие идеи об отношении философии к жизни. В качестве отображения жизни философия, по сути дела, является ее результатом; в качестве же того, что ее вдохновляет, философия должна устанавливать идеальную цель, являющуюся ориентиром для жизненного процесса. Какие бы недостатки не обнаруживала сантаяновская критика американской философии, его представление о философской подлинности, в сущности своей, очень правильно и вполне может служить "пробным камнем" для различения философии и различных мнений, выступающих под ее флагом.
Обращаясь в начале XX в., в первую очередь, к калифорнийской аудитории, Сантаяна пространно говорил о молодости страны и о старости нации, нации, "прошедшей сквозь испытания, наказания и полной мрачных воспоминаний"и имеющей четкое видение вселенной и убеждения о человеческой природе. По словам Сантая-ны, Америка в 1911 г. была "молодой страной со старым менталитетом". Привезенная из Старого Света в Новый, континентальная философия выродилась в благопристойную традицию.Представителем благопристойной традиции начала XX в. Сан-таяна называет своего учителя Ройса.
В XIX в. благопристойную традицию концентрированно выразил трансцендентализм Эмерсона. Эмерсон отрицал окончательность греха и наказания, соответственно он разрушал кальвинизм путем освобождения измученной совести. Трансцендентализм Эмерсона питал оптимизм, созвучный американскому духу, в то время как кальвинизм подчеркивал порочность человеческой натуры и неотвратимость греха и наказания.
Как замечает Сантаяна в 1911 г., "если бы вы сказали сов-ременному американцу, что он полностью развращен, он бы воспри-нял это как шутку, так как сам часто шутит. Он убежден, что он всегда был и будет всепобеждающим и безупречным".
Несмотря на то, что трансцендентализм гораздо лучше кальвинизма выражает оптимистический характер американской жизни, более того, вселяет в нее оптимизм, он оказался несоответствую-щим американскому опыту. Взращенный романтической философией и литературой, вывезенной из Германии, он преувеличивал роль субъективного разума и, "подобно романтизму, представлял собой метод и точку зрения, с которой любой мир, независимо от его содержания, мог бы быть достигнут самосознающим наблюдателем. Трансцендентализм - это систематический субъективизм", -подытоживает Сантаяна.