Гипноз столь же стар, сколь и само человечество. Клинописные таблички, найденные в междуречье Тигра и Евфрата, свидетельствуют о том, что древнейшему из известных нам культурных народов мира, шумерам, гипноз был известен еще в IV тысячелетии до Рождества Христова, и они использовали его тогда точно так же, как это делается и в наше время.
Шумеры
В жреческой школе города Эреха с незапямятных времен хранился рукописный документ, который постоянно переписывался заново. Фрагменты этого документа сохранились и содержат неопровержимые доказательства того, что в те времена наиболее образованные врачи из числа жоецов лечили больных внушениями во сне. Шумерским жрецам были также известны три ступени состояния гипноза: легкий, средний и глубокий. Сегодня мы точно так же различаем эти три степени гипноза.
Индия
В старейшем санскритском тексте, кодексе законов Ману, также упоминается указанная выше классификация гипнотических состояний. Здесь они называются "сон в бодрствовании", "сон со сновидениями" и "сон блаженства". И в настоящее время самогипноз является составной частью ряда высших ступеней йоги.
Египет
В древнем Египте гипноз применялся как терапевтическое средство. Так, в папирусе Эберса, возраст которого составляет три тысячи лет, описаны методы применения гипноза целителями того времени. Эти методы имеют очень много общего с применяемыми в настоящее время. Египетские жрецы были одновременно и народными врачами. В начале гипнотического сеанса они держали переж глазами пациента блестящий металлический диск для того, чтобы его глаза устали и пациент впал в гипнотический сон. Здесь мы легко узнаем истоки метода фиксации, применяемого в наше время. Древним египтянам также было известно наложение рук, сопровождавшееся соответствующим внушением. В одном древнеегипетском документе сказано "... наложи на него ладони, чтобы успокоить боль в руках, и скажи, что боль уйдет". В то время существовали храмы, в которых разрешалось спать больным, ищущих у богов исцеления. Наиболее известными из них были храм Серапсиса в Канопусе и храм Изиды.
Греция
И древним грекам были известны гипноз и храмовый сон. Больные, пришедшие в храм, должны были в начале на протяжении некоторого времени придерживаться определенной диеты. Следующим этапом подготовки к собственно лечению были благовонные ванны и ритуальные омовения. Затем жрец рассказывал больным о случаях успешного исцеления для того, чтобы настроить их на предстоящее событие и повысить напряжение ожидания. Лишь после этого больные допускались к лечебному сну. Во время сна жрецы нашептывали больным определенные слова внушения с тем, чтобы у них под впечатлением царившей в храме атмосферы пробудились силы самоисцеления. После пробуждения жрецы истолковывали сны пациентов и строго наказывали им следовать советам богов. В то время, как и сейчас, встречались больные, которые не могли уснуть и, следовательно, не поддавались гипнозу. Для таких случаев в храмах были жрецы, обладавшие медиумическим даром, которые, впав в транс, устанавливали контакт с богами. В знаменитом храме Апполона в Дельфах у края расселины в скалах, из которой поднимались пары, на золотом треножнике сидела жрица. Вдыхая эти пары, жрица впадала в транс и, отвечая на вопросы, передавала советы богов. В других храмах жрецы вводили себя в транс путем ритуального сожжения известных растений.
Рим
У римлян также были медиумы, устанавливающие для больных или ищущих совета контакт с богами. Даже философы пользовались гипнозом и внушением. Римский поэт Порфирий, живший в III в. н. э., сообщает о научном споре, который вели между собой философы Плотин и Олимпий. Их ученики спорили между собой о том, кто из учителей обладает большими знаниями. Наконец, Плотин вызвал Олимпия на созтязание по "магическим искусствам". Это созтязание должно было происходить в присутствии их учеников. Плотин подошел вплотную к Олимпию и несколько минут пристально смотрел ему в глаза, а затем громко, так, чтобы слышали все вокруг, воскликнул: "Смотрите, сейчас я затяну тело Олимпия, как кошель с деньгами!". И действительно, Олимпий мнгновенно ощутил сильную боль и вынужден был признать, что его оппонент обладает большой силой духа.