Гадание под названием "Библия и ключ" главным образом было направлено на материи любви и брака, а также на распознавание воров.
Если девушка желала узнать, выйдет ли она замуж, она брала железный дверной ключ и вставляла в Библию - либо в Песнь Песней, либо в Книгу Руфь - таким образом, чтобы кольцо торчало сверху. Затем Библию накрепко перевязывали правой подвязкой девушки. Книгу держали двое присутствующих, подсунув по пальцу под кольцо; если девушка была одна, она сама подсовывала под кольцо третьи пальцы обеих рук. Подвесив таким образом книгу, произносили слова из Песни Песней: "Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она - пламень весьма сильный. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением". Если девушке было суждено выйти замуж, то за время чтения Библия, подвешенная на пальцах, поворачивалась или падала на пол; если же ничего подобного не случалось, то ей предстояло окончить жизнь незамужней.
Так же можно было проверить верность возлюбленного. Если книга вращалась слева направо, он верен, если наоборот - изменник.
То же гадание применяли, чтобы узнать инициалы будущего супруга. Библию подготавливали таким же манером, но ключ указывал на слова "Да лобзает он меня лобзанием уст своих". После произнесения вышеприведенных слов начинали медленно перечислять буквы алфавита. По назывании первой буквы искомого имени Библия поворачивалась, и алфавит повторяли снова, чтобы узнать первую букву фамилии. А можно еще проще - вместо цитаты из Песни Песней сказать: "Библия, Библия, правду скажи, имя моего суженого мне назови" - и потом проделать процедуру с алфавитом. Этот ритуал узнавания имени проводился еще на памяти ныне живущих, скорее всего, наполовину в шутку, наполовину всерьез. Но когда его использовали для распознания вора, тут уж было вовсе не до шуток. В безошибочность метода верили свято, ибо священная книга не может лгать, и чего только не исходило из этого - и смертная вражда, и клеветнические наветы. Существовало несколько способов такого испытания. Самый распространенный состоял в том, что владелец украденного добра собирал в одном месте всех подозреваемых и подготавливал Библию вышеуказанным манером с той лишь разницей, что вместо подвязки использовали бечевку, а ключ вставляли наудачу, не отдавая предпочтения той или иной книге или главе. Затем он вставлял палец в кольцо, и то же делал один из присутствующих, и тогда медленно произносили имена всех участников обряда. Когда называлось имя вора, Библия поворачивалась. Или еще - вставив палец в кольцо, потерпевший предлагал сделать то же каждому из присутствующих по очереди. В этом варианте гадания никаких имен не произносили, а ожидалось, что Библия повернется при прикосновении к ней вора. Еще третий вариант - все садятся вокруг стола, Библию помещают в центре, потерпевший держит над ней ключ и отпускает, придав ему вращение, так, чтобы прежде, чем упасть на Библию, он сделал несколько оборотов в воздухе. Тот, на кого укажет ключ, и есть вор.
Это гадание, разумеется, работало с таким же успехом и в отсутствие виноватого. Чарльз Хардуик сообщает о слушании дела о клевете в 1866 году на выездной сессии суда в Норвиче. Ответчик обвинялся в том, что возвел на человека клевету, заявив:
"Ты вор, и больше никто.
Ты грабил сирот и влезал к ним в окно.
Я могу доказать это поворотом Библии".
Защищался он, утверждая, что это не клевета, а правдивое обвинение, в доказательство чего запротоколировано, что Библию подвесили за бечевку и дали медленно вращаться, а в это время произносили всевозможные имена. Когда назвали имя истца, Библия Начала вращаться в обратную сторону. Чтобы окончательно убедиться, эксперимент провели еще раз - с тем же результатом.