Весенней травой называют, или называли, таинственное магическое растение, которое ассоциировали с огнем и молнией. В древних Греции и Риме, среди евреев и арабов, по всей средневековой Европе ее наделяли бесчисленными чудодейственными свойствами. Она одаривала человека способностью разгадывать секреты и находить спрятанные сокровища, отпирать замки, становиться невидимым.
Принимаемая в пищу, она делала человеческие существа плодовитыми, а во Франции говорили, что если ею натереть тело, то она придаст сверхчеловеческую силу. Если ее закопать на вершине горы, она будет притягивать к себе молнии и разделять бурю. Она способна пронзить сердцевину самого твердого дуба, и легенда утверждает, что дятлы (сами по себе тоже птицы грозовые) используют ее именно в этих целях.
К сожалению, никто точно не знает, что она такое, хотя Гримм отождествляет ее с Euphorbia latheris - видом молочая. Узнать ее можно по тому, что она всегда покрыта росой, как летом, так и зимой. Еще один способ распознать ее - понаблюдать за дятлом. Если эта птица принимается тереть клюв о некоторое растение, то это растение и есть весенняя трава. Удостоверившись в этом, можно ее собирать, но только голыми руками или с помошью деревянных, а никак не железных инструментов.
Другой традиционный способ обрести траву - законопатить дупло дятла (в Германии - удода) и развести небольшой костер или расстелить красную материю внизу под деревом. Птица, найдя свое жилище запертым, тут же полетит и достанет весенней травы и подержит ее перед затычкой, отчего та немедленно отвалится. Затем, увидев внизу огонь или приняв за таковой красную ткань, птица бросит огневое растение в его родную стихию, и тут уж собиратель должен быть начеку и ловить его. Иногда вместо огня или его имитации под дерево ставили чан с водой; здесь усматривается связь с грозовыми тучами, испускающими молнию.