|
Существуют различные точки зрения о сущности философии, об ее предмете. Согласно одной из точек зрения назначением философии признан анализ методологических предпосылок научного познания. Хотя эта точка зрения и содержит "рациональное зерно", она не в состоянии учесть то очень важное обстоятельство, что одна из почетных и существенных задач философии заключалась и заключается в выработке руководящих жизнью людей общих принципов. Эту функцию философия выполняет тем, что устанавливает принципы, регулирующие поступки, поведения людей, чем определяется ценностная ориентация индивидов, личностей в обществе. Это означает, что философия связана с жизнью и преобразование действительности нужно считать ее первейшей задачей.
Но, к сожалению, сила инерции и здесь, как и во многих других случаях, играет отрицательную роль: философское исследование у нас часто не выходит за рамки традиционной философской проблематики. Это проявляется в том, что нередко противопоставляют друг другу "чистую" и "нечистую" философию, философские проблемы человека и обшественной жизни считают незначительными, периферическими вопросами, историю философской мысли сводят к истории традиционной онтологии и гносеологии и др. Такая тенденция мешает тому, чтобы философское исследование более решительно повернулось к жизни, к новым социальным проблемам.Для установления влияния философии на человеческие отношения, человеческую жизнь вообще, ее роли, в частности, в развитии культуры, необходимо выяснить сущность философии.
Известно, что действительность, с одной стороны, изучают частные науки. Эти науки познают отдельные стороны, моменты действительности. Частные, естественные науки в основном имеют дело с внешним миром, объективной реальностью. Известно также и то, что наше знание не исчерпывается частнонаучным познанием. Существует также специфическая область знания - в виде философского познания; философское знание - это знание наиболее общих закономерностей действительности. Предмет философского рассмотрения составляет действительность как целое. В этом заключается одна из отличающих ее от частных наук особенностей. Действительность же как целое с необходимостью заключает в себе и человека, познающего субъекта, поэтому, в отличие от частных наук, философия имеет дело не только с внешним миром, но и с тем, кто ставит вопрос о сущности этого мира. ":Человек как субъект должен быть введен внутрь, в состав сущего, в состав бытия, и соответственно определен круг философских категорий: с появлением человеческого бытия коренным образом преобразуется весь онтологический план, происходит видоизменение всех категорий, всех определений бытия. Значит, стоит вопрос не только о человеке во взаимоотношении с миром, но и о мире в соотношении с человеком как объективном соотношении".
Действительность состоит из различных сфер. Вернее действительность представляет собой конкретное единство качественно различных сфер. В процессе анализа этих качественно различных сфер действительности философия с необходимостью приходит к вопросу о самом субъекте и об отношении к миру последнего. А действительность, реальность, с которым имеет дело человек, есть не только мир природы, но мир культуры, сам мир человеческих творений, который "беседует" с нами о своем создателе своим специфическим языком. Поэтому анализ культуры, культуры, в которой опредмечены, реализованы человеческие сущностные силы, естественно, требует анализа и творца культуры, человека. "Мы видим, что история промышленности и возникшее предметное бытие промышленности есть раскрытая книга человеческих сушностных сил, чувственно предлежащая перед нами человеческая психология, которую до сих пор не рассматривали в ее связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения внешнего отношения полезности:"- пишет К. Маркс. Это положение ясно указывает на то обстоятельство, что пока не выявлен, не установлен вид бытия субъекта, пока не исследована природа отношения субъекта к миру, и, наоборот, отношения мира к человеку, до тех пор философское исследование не закончено. Иными словами, философское исследование только тогда будет полным, когда оно даст ответ не только на вопрос о сущности мира, внешних объектов, но и на вопрос: какое место занимает человек в мире, каковы его роль и значение в истории, каково назначение человека и др. Одним словом, философия ставит и по-своему решает вопрос об отношении субъекта и объекта, человека и мира.
Мы привыкли к рассуждению о практическом значении, назначении осуществленныих естественными науками технических открытий и изобретений, а о практическом назначении философии говорим очень мало. Но если практическое значение философии будет понято как влияние на судьбу общества, вообще человечества, то тогда затруднительно поставить какую-либо техническую науку выше философии. В этом смысле, например, технические достижения XVIII века не могут сравниться с идеями французского Просвещения той же эпохи, которые положили начало целому ряду движений и подготовили эпоху буржуазных революций.
Чем объясняется все это? Известно, что одна из функций науки заключается, в конечном счете, в господстве над природой, над внешним миром вообще. Но для людей "здоровье" социального организма, общества всегда было и останется задачей не менее важного порядка, чем регулирование отношений с внешним миром. Поэтому философия, которая вносит определенный вклад в осуществление задач первого порядка, всегда имеет большую практическую важность, чем техническая наука.