Предание гласит, что у осла на спине раньше не было никаких отметин, а темный крест, который можно различить у современных ослов, - это знак почета, пожалованный им после того, как Господь въехал на осле в Иерусалим в Вербное воскресенье. Французская легенда говорит, что он появился во время бегства в Египет, когда Богородица ехала на осле, держа на руках младенца Иисуса. Еще одна легенда связывает его с Валааамовой ослицей. В этом варианте крест - это следы ударов, полученных ею от своего хозяина, передающиеся по наследству каждому ослу как память и признание своей вины.
До весьма недавних времен шерсть с этого креста считалась обладающей большой целительной силой. Если ее носить в мешочке на шее, она предохраняет от зубной боли, облегчает прорезывание зубов у младенцев и излечивает припадки и судороги. Она же была действенной и для лечения коклюша - если ее так же, как и в предыдущих случаях, носить на шее или, измельчив, дать съесть ребенку, упрятав в бутерброд. У Бранда приводится цитата из "Афинеума", в которой утверждается, что такие шерстинки, обычно числом три, следует выщипать со спины осла противоположного больному пола, а также то, что достать их (по крайней мере с согласия хозяина животного) нелегко, потому что после этой процедуры осел становится мало на что годен. Эти два верования, впрочем, разделялись отнюдь не всеми, и в большинстве регионов можно было выдернуть волоски у любого находящегося под рукой ослика, не обращая внимания на его пол и не предвидя ему от этого никакого вреда.
Поездка верхом на осле, особенно задом наперед, тоже излечивала многие болезни. В Эссексе говорили, что если первая в жизни ребенка поездка верхом будет на осле, то он никогда не узнает зубной боли. Шарлотта Лэтем приводит Суссекское средство от коклюша: на шею больного привязывали ладанку с ослиной шерстью, усаживали его задом наперед на осла, от которого она взята, и вели животное "к задуманному месту три раза кряду в три следующих один за другим дня". Та, что сообщила об этом автору, сказала, что и она, и ее муж излечились таким способом и что необходимые для этого мешочки сшила жена приходского священника (и она же одолжила осла).
М. Моррис рассказывает, как во время сильной эпидемии кори в деревне близ Уитби фермер с женой взяли двух своих детей на берег моря в четырех милях от дома и там прокатили на осле задом наперед девять раз туда и обратно по песку на некоторое расстояние. Три волоска были выдернуты из ослиного хвоста (а не из креста, как обычно) и подвешены детям на шею на все время этих занятий. Над головами детей, кроме того, держали чертополох, но было ли это частью обряда или просто приманкой для осла, неясно. Наконец, вся компания вернулась домой, и, как отмечает Моррис, "по невероятному совпадению" это семейство, в отличие от всех других, избежало заразы.
Коклюш, а также лихорадку, можно было излечить, кроме того, пропуская больного под брюхом осла и пронося над его спиной три или девять раз. Иногда это надо было проделывать по утрам трех последовательных дней. Скарлатину и другие инфекционные заболевания можно было лечить, если состричь у больного немного волос и дать ослу с пищей или просто просунуть в глотку. Таким образом болезнь переходила к животному. Интересный заговор от укуса скорпиона записала Изабель Камерон в горных районах Шотландии: первому встреченному на большой дороге ослу надо было прошептать на ухо: "Меня ужалил скорпион". Судя по тому, что больше ничего не требовалось, надо думать, что тем самым весь вред передавался животному. Очень известное средство против заразных выкидышей у кобыл - выпустить вместе с ними в поле черного осла. В Девоншире хорошая примета ступить ногой на то место, где недавно валялся осел. Всем известно высказывание, что никто никогда не видел мертвого осла. А если такое происходит, то это чрезвычайно счастливый знак. К. Ф. Тебутт приводит пример этого верования. Как-то в 1937 году на местную бойню в Хантингдоншире принесли тушу осла, и все работники по три раза перепрыгнули через него на счастье и заявили, что теперь они уж точно выиграют сколько-нибудь денег на футбольном тотализаторе.