Огнем на потребу называют в Великобритании огонь, заново добытый трением, который торжественно разводили во многих европейских странах на определенных торжествах типа Дня возжигания костров (Первое мая по старому стилю) или Иванова дня или для того, чтобы отвратить конкретное несчастье, скажем, падеж скота, чуму, голод и прочие общественные катастрофы. Еще его называли бедственным огнем, или диким, или волевым, или беспримесным. В гаэлоязычных регионах его называют огнем отчаяния или насильственным огнем, а в некоторых районах Швеции - бегущим, потому что новое пламя, как только оно разгорится, разносили по всем домам прихода быстроногие бегуны.
Для добычи огня применяли различные методы. В одних местах в дубовое бревно вставляли дубовое же веретено, и мужчины крутили его, сменяя друг друга. В других дубовый кол с силой терли о кусок другого сухого , дерева, пока оно не загорится. В графстве Кайтнесс деревянную ось закрепляли горизонтально между двумя вертикальными столбами и быстро двигали четырьмя торчащими из центра рычагами, пока не схватится искра. Еще в других местах непрерывно вращали колесо, прижатое к дубовым веретенам, числом обычно в девять. Как правило, вращение производили по ходу солнца, а в некоторых районах Швеции, наоборот, против. Когда выскакивала искра, ее ловили на сухую солому, хворост или другой легковоспламеняющийся материал, и от него уже зажигали предварительно сложенный костер. Как только он начинал догорать, молодежь на счастье или для защиты от зла прыгала сквозь его очищающее пламя, а над его уже тлеющими углями проводили скот.
В силу священного характера этого огня при его разжигании, будь это в ритуале обновления на празднике или в целях избавиться от уже существующей напасти, следовало соблюдать известные правила. Всякий огонь в домах должен был заранее быть потушен; если этого не сделать, искра не выскочит. В 1767 году на острове Мулл при добывании нового огня во время эпидемии среди скота искра не появлялась несколько дней подряд, потому что один человек отказался погасить огонь у себя в доме. Когда его наконец уговорили это сделать, желанное пламя вспыхнуло без труда, и на разгоревшемся в результате костре принесли в жертву телку из охваченного болезнью стада.
Мужчины, вращающие веретено, не должны были иметь за собой никакой неискупленной вины за преступление, ведомое или тайное, а также им нельзя было иметь на себе никаких металлических предметов. Если нарушалось любое из этих правил, они трудились всуе. Как только новый огонь разгорался, его разносили с помощью торфа или факелов по всем домам по очереди. По возможности, это делали в направлении с востока на запад, по ходу солнца; останавливаться в пути можно было только перед домами, куда приносили огонь, и ни при каких обстоятельствах нельзя было заносить священное пламя под крышу. Было очень важно, чтобы новое пламя было принесено хозяину дома, а не он сам брал бы его от костра; во многих областях считалось очень нехорошей приметой, если обновленному таким образом огню в очаге давали угаснуть до того, как будет разожжен новый огонь на потребу.