Приготовление немой лепешки было широко распространенным ритуалом, исполняемым для того, чтобы увидеть во сне будущего мужа или жену. Существовало много вариантов этого ритуала, но все они требовали, чтобы во все время его исполнения не было произнесено ни единого слова - отсюда и название.
Лепешки делали из муки, воды, яиц и соли. Иногда их пекли в одиночку, иногда несколько человек собирались вместе. Согласно оксфордширскому варианту, описанному Анджелиной Паркер в "Фольклоре" (том 24, 1913), девушка пекла лепешку одна во время полного поста в канун Рождества, накалывала на ней свои инициалы и ставила на поддон печи. В полночь приходил двойник или привидение будущего мужа и накалывал свои инициалы рядом с ее и уходил. Надо было проследить, чтобы входная дверь была для него открыта с самого начала этих действий и до его ухода, ибо, если он найдет дверь запертой, случится нечто ужасное.
В некоторых районах северной Европы несколько девушек собирались вместе, пекли лепешку и разделяли ее поровну, а затем поднимались спиной вперед к себе в спальни и перед сном съедали свои порции. В эту ночь они увидят во сне своего суженого при условии, что от начала до конца не было произнесено ни одного слова. В Центральной Англии этот ритуал исполняли три девушки, только порции лепешки они съедали не у себя в спальнях, а внизу, и не перед сном, а ровно в полночь. Только после этого они поднимались задом наперед к себе, причем по пути надо было вынуть из платьев все булавки и распустить все застежки и завязки. Если все сделано правильно, призрак будущего мужа появится в спальне и станет хватать девушку за платье. Поскольку все застежки и прочее уже расстегнуты, она может легко выскользнуть из платья и избежать прикосновения призрачных рук, как только она добиралась до постели, привидение исчезало. Что именно произошло бы, если бы призраку удалось-таки ухватить девушку, неясно, но, очевидно, что-то очень зловещее.
Время проведения этого вида гадания варьируется от региона к региону. Обри в "Remaines..." вроде бы дает понять, что годится любая пятница, но обычно время проведения этого ритуала ограничивается кануном Маркова дня, Рождества. Дня всех святых и святой Агнессы (20 января). Когда в эту последнюю дату ритуал проводили в северо-восточной Англии, ему должен был предшествовать целый день строгого поста, при котором нельзя ни есть, ни пить, ни говорить. Это называлось Агнессиным постом. В "Дэнемских трактатах" рассказывается история о женщине, которая исполнила эту форму гадания и увидела не один, а целых три призрака, последний из которых был вроде бы с деревянной ногой. Пророчество сбылось с точностью до буквы. Она была замужем три раза, и последний муж имел деревянную ногу, в то время, когда она гадала, он был женат на другой женшине.
В нортумберлендском варианте ритуала в канун дня св. Агнессы лепешка и вовсе не участвует, а вместо нее варят яйцо вкрутую, вынимают само яйцо, а скорлупу наполняют солью. Девушка должна съесть все это, включая скорлупу, и потом задом наперед пойти спать, приговаривая:
Святая Агнесса, твой пост соверши, Я выйду ли замуж, сказать поспеши, Того, кто захочет жениться на мне. Сегодня надеюсь увидеть во сне.
Мужчины иногда пытались вызвать образ будущей невесты, съедая в канун дня святой Агнессы копченую селедку со всеми внутренностями и костями.