Ива - традиционный символ скорби и покинутости в любви. О покинутых своими возлюбленными говорили, что они "носят зеленую иву". Суэн писал в 1635 году, что "поныне существует обычай, чтобы тот, кто лишен любви, носил ивовый венок". В примечании к "Remaines..." Одри д-р Уайт Кеннет сообщает, что "молодой человек, чья бывшая подруга сердца вышла замуж за другого, часто в порыве самозабвения в буквальном смысле слова носит на себе венок из ивы - я сам видел это в Оксфордшире". Похоже, что существовал также обычай посылать ивовый венок оставленной девушке или парню по случаю вступления бывшей зазнобы в брак с кем-то другим. В Уэльсе это жестокое напоминание об утраченном счастье принимало форму очищенного от коры орехового прута, который называли "белой палкой", или кусочка имбиря, или того и другого вместе, их посылали жертве анонимно и иногда сопровождали насмешливыми и глумливыми стихами.
Кое-кто поныне считает плохой приметой вносить в дом ивовые сережки. В Херефордшире, где их называют "гусятами", они навлекают несчастье на молодняк. В других местах, напротив, ивовые ветви любят приносить в дом поутру Первого мая - они предохраняют всех домочадцев от сглаза, особенно если их подарит друг.
Поскольку ива умирает рано и, как говорят, "гибнет сердцем", то очень многие верят, или верили до совсем недавних пор, что сечь ребенка ивовым прутом нехорошо - это останавливает его рост. Хлестать им животное - значит причинять ему внутреннюю глубинную боль.
В северной Англии девушка, пожелавшая узнать, за кого она выйдет замуж, брала ивовую веточку или прутик в левую руку, тайно выходила из дома и обегала три раза вокруг ивы, приговаривая: "Ты, кто будешь моим благоверным, приходи, возьмись за другой конец". В конце третьего круга ей явится призрак ее суженого, держащегося за другой конец прута.
Ивовыми жгутами часто связывали расщепленные деревья, через которые пропускали больных грыжей или рахитом детей. Иногда для такого лечения использовали и самое иву, либо расщепленную специально для этого, либо имеющую естественный проем.
В медицинской теории шестнадцатого века и позже в народной медицине ива считалась полезной при ревматизме, поскольку она растет во влажных местах, а ревматизм вызывается сыростью и, следственно, сыростью и лечится. Эта идея находится в соответствии с полумагической доктриной "подобное подобным", выраженной в "Учении о предписаниях", но интересно при этом отметить, что в наши времена из коры ивы добывают салицин, в шестнадцатом веке неизвестный, который используют именно для лечения ревматизма.