Идея о том, что смерть есть трудный процесс и что умирающие нуждаются в помощи, чтобы им было легче уйти, была когда-то очень распространена. Чтобы оградить их от "трудного умирания", нужно было, как только становилось очевидно, что смерть неизбежна, выполнить определенные ритуалы. Отлетающей душе освобождали дорогу, отпирая все замки в доме, отодвигая засовы и развязывая узлы. Если кровать стояла поперек половиц или потолочных балок, ее поворачивали и ставили вдоль. Поскольку смерть, как и рождение, происходит легче при соприкосновении с землей, умирающего иногда снимали с постели и укладывали на пол. Этот обычай возник, когда в большинстве деревенских домов полы были земляные, но ему следовали и там, где они были деревянными. В любом случае шок от переноса из теплой постели на холодный пол для ослабевшего человека был, вероятно, достаточен для ускорения смерти и обеспечения желаемого быстрого ухода.
Все подушки и перины, в которых могли содержаться перья голубей или диких птиц, следовало вынести вон. Смерть считалась невозможной, пока человек лежит на таких перьях. Это верование породило обычай, известный как вытягивание подушки. Ее вытаскивали из-под умирающего таким манером, что его смерть, возможно, ускорялась от резкого падения назад его головы. Однако, если хотели продлить ему жизнь на несколько часов для того, скажем, чтобы дать возможность успеть попрощаться с ним спешащему издалека к постели умирающего, но еще не прибывшему любимому сыну или родственнику, то подушку оставляли на месте, а иногда в качестве дополнительного средства в постель подкладывали мешочек или связку этих отодвигающих смерть перьев.
Это были полумагические ритуалы, призванные, несмотря на свои порой фатальные последствия, просто облегчить уход в тех случаях, когда он все равно уже был неизбежен. Но время от времени применяли методы более непосредственные. Шарлотта Берн отмечает, что "еще на памяти заслуживающих доверия свидетелей любящие родственники, сугубо из соображении милосердия" совершали такое, что теперь привело бы нас в содрогание. Она рассказывает, как примерно в середине прошлого века один врач в Райтоне счел необходимым предупредить родственников своего пациента, что ожидает при следующем визите застать его в живых. В те же времена священник в Бэсчерче навестил некоего старика, который был очень болен, но вне непосредственной опасности для жизни. При следующем визите потрясенный пастор застал его уже мертвым. Вдова покойного объяснила, что ее муж очень старался умереть и не мог, и тогда она взяла кусок ленты, "обвязала ему вокруг шеи и затянула, и он ушел, как агнец".
Энид Портер в "Фольклоре" (том 69, 1958) описывает любопытный обычай, соблюдавшийся в одной деревне графства Айл-он-Или вплоть до 1902 года. Когда надежд на выздоровление больного не оставалось, а смерть все не приходила, деревенскую сиделку могли попросить принести некоторую подушку, обшитую черным кружевом, про которую говорили, что ее сделала когда-то одна монахиня и с тех пор сиделки ее передавали из поколения в поколение. Эту подушку подкладывали под голову умирающего, предварительно усыпив его подмешанными в джин толченными таблетками опиума. Затем подушку быстро вытягивали, так что голова больного резко падала назад, каковое движение обычно становилось его последним в мире сем. Этот обычай пришел к своему достославному концу в 1902 году, когда по смерти последней владелицы подушки ее сын сжег ее на костре.
То обстоятельство, что эти и подобные им методы облегчения смерти вплотную приближались к грани убийства, а порой и переходили эту грань, и в голову никогда не приходило простым обывателям, которые их применяли. Как и бэсчерчская старушка, они просто хотели помочь и, приняв как непреложный факт неотвратимость смерти, делали все, что могли, чтобы облегчить умирающему переход в иной мир.