Сделать стартовойСделать закладку
Интересные материалы

Непознанное:Новая загадка голого землекопа Голые землекопы - маленькие, почти слепые и лишенные волосяного покрова грызуны, обитающие большими подземными колониями в засушливых областях Кении, Сомали и Эфиопии. В настоящее время живущие в неволе особи побили все рекорды долгожительства среди грызунов

Парапсихология:Король - нищий Однажды король отправился на охоту. Он постепенно удалился от сопровождающих его лиц и заблудился в джунглях. Случайно встреченный крестьянин, не узнавший короля, предложил ему кров и пищу

Философия:Искусство и натурфилософия Гуманистические идеи обрели себя не только в рамках studia humanitatis, они пробивались в живописи и поэзии еще в ХIII - ХIV вв. Искусство Италии в этом смысле было колыбелью Возрождения.

Парапсихология:Если вас позвали на роды у животных

Философия:Соловьев Владимир Сергеевич Русский религиозный философ, поэт, публицист. Философия всеединства Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Его основные философские работы:"Кризис западной философии.Против позитивистов"(1874),"Чтения о богочеловечестве"(1878),"Оправдание добра"(1887),"Три разговора"(1900).

:· Что есть философия?
:· История философии
:· Философия и наука
:· Теория познания
:· Феншуй
:· Философия религии
:· Философия истории
:· Политическая философия
:· Русская философия
:· Философы
:· Философия Америки
:· Афоризмы
:· Литература
:· Организации и люди
:· Гостевая
Философия / Русская философия / Известные русские философы ХIX-XX веков / 


Известные русские философы ХIX-XX веков

"Русские философы"


В русской философской мысли, как и в других западноевропейских странах, существовало множество философских течений. Следовательно, и основоположников, стоявших у истоков, и последователей, отстаивавших эти идеи было великое множество. Их имена вошли не только в историю России, но и стали известны всему миру.






Рейтинг : 21461     Комментарии к статье

 Аввакум Петров

Аввакум Петров- протопоп, один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре. Аввакум подходил к церковным преобразованиям эсхатологически, видя в них знамение конца света. Истинной ценностью обладает только вера.Главные сочинения: "Житие прoтопопа Аввакума, им самим написанное","Книга толкований и поучений","Послания и челобитные". ...
Подробнее>>>

 Авсенев Петр Семенович (1810 - 1852)

Авсенев Петр Семенович(впоследствии архимандрит Феофан) философ и психолог. Профессор Киевской Духовной Академии /1836-1850/, затем настоятель посольской церкви в Риме. Предметом особого интереса Авсенев были исключительные проявления душевной жизни человека /ясновидение, сомнабулизм и т.п./, рассматриваемые как сверхестественные феномены. ...
Подробнее>>>

 Аксаков Иван Сергеевич (1823 - 1886)

Аксаков Иван Сергеевич- публицист, идеолог славянофильства. Закончил училище правоведения в Петербурге (1842). ". По своим взглядам близок Хомякову и К.С.Аксакову. Критиковал западный рационализм. Доминантой мировоззрения Аксаков - идея народности - вера, община, народный быт. Предложил проект самоупразднения дворянства как сословия. Тесные отношения связывали Аксаков с Достоевским, Тютчевым, Соловьевым....
Подробнее>>>

 Аксаков Константин Сергеевич (1817 - 1860)

Аксаков Константин Сергеевич- философ-славянофил, историк, литератор, поэт. С 1832 по 1835 учился на филологическом факультете Московского университета. Входил в кружок Н.В. Станкевича. Аксаков считал, что русский народ выше всех других народов именно потому, что в нем больше всего развиты общечеловеческие принципы и "дух христианской гуманности". Западные народы страдают национальной исключительностью или ее противоположностью - космополитизмом, т.е. отрицанием национального принципа; и то и другое ошибочно....
Подробнее>>>

 Алексеев Сергей Алексеевич (1871 -1945)

Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - АСКОЛЬДОВ)-религиозный философ, публицист, сын А.А.Козлова. Окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. За книгу "Мысль и действительность" получил степень магистра философии в Московском университете /1914/......
Подробнее>>>

 Алексеев Николай Николаевич (1879 - 1964)

Алексеев Николай Николаевич- философ, правовед, участник евразийского движения. Эволюционировал от неокантианства через феноменологию к критическому реализму, полагая традиционные метафизические проблемы научно необъяснимыми. Критиковал теорию "естественного права", противопоставляя ей идеал "государства-правды". Выступал за создание на территории России-Евразии хорошо организованного государства, сочетающего принципы аристократизма и демократизма....
Подробнее>>>

 Андреев Даниил Леонидович (1906 - 1959)

Андреев Даниил Леонидович- религиозный философ, писатель, поэт. В центре воззрений Андреева - устройство Вселенной, жизнь которой наполнена борьбой Сил Света с Силами Зла, получающих свою персонификацию. История - отражение взаимоотношения неземныйх Сущностей. Андреев использовал античное понятие эона (века жизни )для обозначения мировых периодов. Мистерия первого эона завершается гибелью Антихриста и спасением немногих, во втором эоне произойдёт спасение всех без исключения и прекращение излучения злобы. В третьем - свершится искупление самого Демона....
Подробнее>>>

 Антонович Максим Алексеевич (1835 - 1918)

Антонович Максим Алексеевич- философ-материалист, публицист и общественный деятель. С 60-х гг. одним из первых в России выступил с критикой позитивизма и кантианства. Идеализм рассматривал как орудие религии. На основе антропологического принципа Фейербаха и Чернышевского выдвигал задачу радикального переустройства общественной жизни. ...
Подробнее>>>

 Арсеньев Николай Сергеевич (1888 - 1977)

Арсеньев Николай Сергеевич-философ, ученый, поэт.Исследования Арсеньева посвящены античности, средним векам, эпохе Возрождения и современности.Арсеньев писал: "Основы веры в Бога есть встреча с Богом; говоря языком богословия, есть самооткровение Божие"....
Подробнее>>>

 Батищев Генрих Степанович (1932-1990)

Батищев Генрих Степанович- философ. Испытав сильное влияние идей Э.В. Ильенкова, он затем, к нач. 70-х гг., отошел от них. Рассматривал проблемы сущности диалектики и её категорий (в особенности категории противоречия), сущности человека и его отчуждения, философии истории, философии педагогики и др. ...
Подробнее>>>

 Бахтин Михаил Михайлович (1895 -1973)

Бахтин Михаил Михайлович- культуролог, литературовед, философ. Создал "Философию поступка", в которой ценности становятся значимыми только благодаря индивидуальным усилиям. Главной задачей считал соединение двух областей - мира культуры и мира жизни.В диалогизме Бахтин находил ключ к раскрытию сущности человека, его индивидуальности......
Подробнее>>>

 Богданов Александр Александрович (1873 - 1928)

Богданов Александр Александрович(настоящая фамилия - Малиновский)- философ, экономист, политический деятель, ученый и писатель. В философии от естественноисторического материализма развивался к энергетизму и махизму. Создатель эмпириомонизма, в котором коллективный опыт занял место индивидуального опыта эмпириокритицизма. Богданов отстаивал положение о тождестве общественного бытия и общественного сознания....
Подробнее>>>

 Боровой Алексей Алексеевич (1875 -1935)

Боровой Алексей Алексеевич-философ, юрист, историк. Теоретик постклассического анархизма XX века. Испытал влияние Бергсона, персонализма, интуитивизма, ницшеанства, марксизма. Действительность трактовал как "творческую эволюцию", постигаемую интуицией. ...
Подробнее>>>

 Бурачек Степан Анисимович (1800 - 1876)

Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.Главные сочинения: "Содержание философии", "Древняя мудрость русских и задача нынешней философии; Задача философии". ...
Подробнее>>>

 Васильев Николай Александрович (1880-1940)

Васильев Николай Александрович- логик, психолог, философ. Профессор Казанского университета с 1918. Предвосхитил конструктивизм в логике /неуниверсальность закона исключенного третьего/.Васильев сравнивает особенности не-аристотелевой логики с особенностями не-евклидовой геометрии. ...
Подробнее>>>

 Веланский Данило Михайлович (1774-1847)

Веланский Данило Михайлович (настоящая фамилия - Кавунник) - ученый-медик и философ. Учился в Киевской Духовной Академии /1789/, Петербургской медико-хирургической академии /1796-1802/, в Германии /1802-1805/, где слушал лекции Шеллинга и Стеффенса. Профессор Петербургской медико-хирургической академии /1814-1837/. Исходил из тождества бытия и мышления, критиковал агностицизм, развивал идеи о всеобщей взаимосвязи ...
Подробнее>>>

 Вышеславцев Борис Петрович (1877 - 1954)

Вышеславцев Борис Петрович- философ и богослов. Окончил юридический факультет Московского университета.Разрабатывал проблематику "философии сердца", антропологии, теории культуры. Его книга -"Сердце в христианской и индийской мистике" /1929/ - первая систематизирующая работа по православному пониманию проблемы....
Подробнее>>>

 Галич Александр Иванович (1783 - 1848)

Галич Александр Иванович- психолог и философ. . Отстаивал существование объективных законов природы, критикуя субъективный идеализм и материализм, одновременно отстаивая методологию опытных наук. Разрабатывал эстетику романтизма. Галич стоял у истоков антропологического космизма. ...
Подробнее>>>

 Герцен Александр Иванович (1812-1870)

Герцен Александр Иванович- философ и революционер, писатель и публицист, основоположник народничества. Окончил физико-математическое отделение Московского университета. Взгляды Герцена нельзя отождествлять с классическим материализмом, согласно которому психические процессы пассивны и всецело зависят от материальных процессов....
Подробнее>>>

 Гершензон Михаил Осипович (1869-1925)

Гершензон Михаил Осипович- философ, историк литературы и общественной мысли. Окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1894году. Инициатор издания "Вех".Он считал, что жизнь в Боге - воистину жизнь, т. е. движение это духовное возрастание, лестница небесная, нагорный путь. Довольно выйти в дорогу, найти тропу, остальное приложится само собой....
Подробнее>>>

 Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824-1887)

Гиляров-Платонов Никита Петрович- философ, публицист. Профессор Московской Духовной Академии. Пытался проанализировать диалектику Гегеля с позиций формальной логики. Близок славянофилам.Гиляров-Платонов в 1846 году высказал мысль, что после падения гегелевского рационализма воззрение, ставшее на его место, должно перенести свои исследования в другую сферу и искать полного своего выражения в решении других вопросов, а не в вопросе о природе мысли, как делал это рационализм. ...
Подробнее>>>

 Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855)

Грановский Тимофей Николаевич- историк и социолог. Учился на юридическом факультете Петербургского университета /1832-1835/ и в Берлинском университете /1936-1839/. Профессор Московского университета. Сторонник западничества. Испытал влияние Гегеля /формируя постепенно критическое отношение к нему/ и Чаадаева. Отмечал роль географической среды в историческом развитии, цель которого, согласно Грановскому, достижение свободы. Находился под надзором полиции из-за выступлений против крепостного права....
Подробнее>>>

 Грот Николай Яковлевич (1852-1899)

Грот Николай Яковлевич (30.04.1852-4.06.1899) - русский философ-идеалист, психолог. С 1886 г. профессор Московского университета. Председатель Московского психологического общества. Первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Развивал теорию, основанную на введении особой единицы анализа психического - "психического оборота", в котором он видел объединение ощущения, чувствования, мышления и воли....
Подробнее>>>

 Давыдов Иван Иванович (1792-1863)

Давыдов Иван Иванович- философ и филолог. Окончил Московский университет в 1812. Профессор Московского университета с 1822, академик /1841/. Сторонник идеологии официальной народности. Критиковал философию Гегеля с позиции позднего Шеллинга....
Подробнее>>>

 Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885)

Данилевский Николай Яковлевич- глава поздних славянофилов и почвенников, философ, естествоиспытатель, критик дарвинизма. Ранний позитивизм Данилевского перерастает у него в объективный идеализм. Развил концепцию "культурно-исторических типов". ...
Подробнее>>>

 Де-Роберти (де-Кастро де-ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915)

Де-Роберти де-Кастро де-ла Серда, Евгений Валентинович - философ-позитивист. Окончил Александровский лицей. До 1868 г. пробыл за границей, слушая лекции, главным образом, по естественным и социальным наукам. Оставаясь приверженцем позитивизма, Де-Роберти, однако, не держится слепо основных положений Конта, и едва ли найдется хоть одно из них, к которому он не предложил бы той или другой поправки. ...
Подробнее>>>

 Дебольский Николай Григорьевич (1842-1918)

Дебольский Николай Григорьевич- философ, математик, переводчик Гегеля. Окончил Горный институт и естественный факультет Петербургского университета. Преподавал метафизику, логику и психологию в Петербургской Духовной Академии. В своем "феноменальном формализме" применил философию Гегеля для укрепления теизма....
Подробнее>>>

 Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962)

Зеньковский Василий Васильевич- философ и психолог. Окончил естественно-математический факультет Киевского университета, затем учился на филологическом факультете. За границей - с 1920 г. С 1927 г. жил в Париже, преподавал в Богословском институте. Бессменный председатель Русского Христианского Студенческого Движения. Автор двухтомной "Истории русской философии" (1948 г.), наиболее полного обзора отечественной философской мысли. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де-Буа (Париж)....
Подробнее>>>

 Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949)

Иванов Вячеслав Иванович- поэт-символист, теоретик культуры, философ. Вячеслав Иванов считает, что символы - это намеки реальности, невыразимой в словах; они дают повод для возникновения мифов, выражающих истину в форме образов. Эта истина может вести к теургическому синтезу личного и общинного принципов....
Подробнее>>>

 Иванов Разумник Васильевич (1878-1946)

Иванов-Разумник- литературовед и историк общественной жизни. Сторонник имманентной философии.концепция, которой придерживался И.-Р., была определена им как "имманентный субъективизм". Эта концепция, сочетая признание "величайшей ценности человеческой личности"e с признанием необходимости "величайшей социальной активности" человека. ...
Подробнее>>>

 Ильенков Эвальд Васильевич (1924-1979)

Ильенков Эвальд Васильевич- философ.В центре внимания Ильенкова проблема идеального, которую он решает с позиций Марксовой концепции общественно-исторической деятельностной сущности человека.Он любил выражение "лупа времени". Прошлое и современность всегда были для него измерениями, позволявшими видеть события более выпукло и чётко. ...
Подробнее>>>

 Иосиф Волоцкий (1439 или 1440 -1515)

Иосиф Волоцкий- церковный деятель, публицист, глава течения иосифлян. Канонизирован в 1579 г. В богословии, которое в то время служило и формой философствования, Иосиф придерживался развитого ещё Иларионом направления "аллегорического рационализма", ориентированного на разумное толкование Священного писания....
Подробнее>>>

 Ильин Иван Александрович (1883-1954)

Ильин Иван Александрович- философ. Учился на юридическом факультете Московского университета. С 1918 - профессор Московского университета.Исследователь и интерпретатор Гегеля, Ильин создал затем оригинальную концепцию, в который обосновал необходимость "верующей мысли" и бесплодность "мышления баз сердца". Критиковал толстовское положение о непротивлении злу силой....
Подробнее>>>

 Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885)

Кавелин Константин Дмитриевич- историк, правовед, философ.Представитель либерализма, критик социалистических теорий, рассматривал неравенство как естественный закон общества. Сторонник позитивизма, полемизировавший со славянофилами, позднее он развивал их отдельные идеи. ...
Подробнее>>>

 Каринский Михаил Иванович (1840-1917)

Каринский Михаил Иванович - замечательный русский философ, сын московского священника. Во всех своих трудах Каринский выказал глубину анализа и большую добросовестность в критике чужих мыслей.Большая часть исторических работ Каринского имеет характер монографий, касающихся самых запутанных вопросов....
Подробнее>>>

 Карпов Василий Николаевич (1798-1867)

Карпов Василий Николаевич - философ. Окончил Киевскую Духовную Академию в 1825. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии с 1835. Отстаивал идеи бесконечности духа, необходимость просветления разума верой....
Подробнее>>>

 Карсавин Лев Платонович (1882-1952)

Карсавин Лев Платонович - историк-медиевист, философ и культуролог. Карсавин - персоналист. Он рассматривает любую сущность либо как потенциально личную, либо как эмбрионально личную (животные), либо как актуально личную. Он считает, что культурные единицы нации и человечество - гармонические личности... ...
Подробнее>>>

 Кобылинский Лев Львович (1877-1947)

Кобылинский Лев Львович - философ и историк литературы. Эмигрировал из России в 1911. Ученик Р.Штайнера. Порвав с антропософией, принял католицизм. Жил в Швейцарии. Отстаивал идею перевоплощения, развивал представление, что множественность личностей - результат греховности человеческой природы....
Подробнее>>>

 Ковалевский Максим Максимович (1851-1916)

Ковалевский Максим Максимович - социолог, историк, правовед, общественный деятель. Сильнее всего позитивизм отразился на отработке историко-юридических наук в трудах Н.Кареева, Муромцева, Н.М.Коркунова и М.Ковалевского; последний в своём курсе социологии, вышедшем в начале ХХ столетия, повторяет в точности идеи Конта в то время, когда влияние Конта свелось уже почти к нулю. ...
Подробнее>>>

 Кожевников Владимир Александрович (1852-1917)

Кожевников Владимир Александрович (1852-1917), ученый, философ. поэт, редактор и издатель трудов Н.Ф.Федорова, автор многочисленных статей и книг, в том числе таких фундаментальных исследований, как "Философия чувства и веры в ее отношении к рационализму XVIIIв. и к критической философии", "Буддизм в сравнении с христианстовом"...
Подробнее>>>

 Козлов Алексей Александрович (1831-1901)

Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Окончил Московский университет в 1854. Профессор Киевского университета с 1884. Издатель журналов "Философский трехмесячник" и "Свое слово". Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм. В морали близок Ницше....
Подробнее>>>

 Кудрявцев-Платонов Виктор Димитриевич (1828-1891)

Кудрявцев-Платонов Виктор Димитриевич - философ и богослов, создатель системы трансцендентального монизма. Окончил Московскую Духовную Академию (1852). Ученик Ф.А. Голубинского. Профессор Московской Духовной Академии.Мысль Кудрявцева-Платонова очень проста. Он говорит, что религия не может быть вполне самодеятельным произведением человека; для объяснения ее возникновения необходимо допустить непосредственное действие безусловного начала на наш дух, а такое воздействие предполагает способность усвоения откровения. ...
Подробнее>>>

 Лавров Петр Лаврович (1823-1900)

Лавров Петр Лаврович - философ и социолог, революционер, теоретик народничества. Считал, что философия в знании есть построение всех сведений в стройную систему, понимание всего сущего в образ, в стройную форму, единство мысли и формы. Философия в жизни есть осмысление ежедневной деятельности, внесение понимания всего сущего в практический идеал, единство мысли и действия......
Подробнее>>>

 Леонтьев Константин Николаевич (1831 - 1891)

Леонтьев Константин Николаевич - философ, писатель, дипломат. Окончил медицинский факультет Московского университета. Мало кто из русских мыслителей, даже самых консервативных убеждений, решался столь откровенно и безаппеляционно заявлять о своей приверженности политическому обскурантизму. ...
Подробнее>>>

 Лесевич Владимир Викторович (1837 - 1905)

Лесевич Владимир Викторович - философ-позитивист, общественный деятель, публицист.От позитивизма эволюционировал к эмпириокритизму. Критик религиозно-мистических направлений в философии и взглядов Вл.Соловьева. Сторонник субъективного метода в социологии....
Подробнее>>>

 Лопатин Лев Михайлович (1855 - 1920)

Лопатин Лев Михайлович - философ спиритуалистического направления, преимущественно психолог. Родился в 1855 г.; окончил Московский университет.Испытал влияние идей Лейбница, Лотце, философии всеединства. Мир представлял как совокупность сверхвременных активных монад, выводя их этого бессмертие души....
Подробнее>>>

 Лопухин Иван Владимирович (1756 - 1816).

Лопухин Иван Владимирович - известный мистик.Отрицал возможность рационального знания о мире. Критиковал философские системы равенства, противопоставляя им философию мартинистов....
Подробнее>>>

 Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941)

Мережковский Дмитрий Сергеевич - писатель, поэт, философ.Вся релегиозная философия Мережковского основана на идее христианства как религии любви и, следовательно, свободы. Это сочетание любви и свободы приближает его вплотную к религиозно-философскому движению, начало которому было положено Владимиром Соловьевым....
Подробнее>>>

 Михайловский Николай Константинович (1842-1904)

Михайловский Николай Константинович - философ, социолог, публицист. Окончил Петербургский институт горных инженеров. Участвовал в революционных студенческих волнениях. По мнению Михайловского, объективный метод исследования в социологии себя не оправдывает. Человек как разумное существо несет с собой новую силу. Человек пытается изменить действительность в соответствии со своими целями и идеалами....
Подробнее>>>

 Надеждин Николай Иванович (1804 - 1856)

Надеждин Николай Иванович - ученый, литературный критик, философ. Окончил Московскую Духовную Академию.Эволюционировал от платонизма к шеллингианской натурфилософии и, затем, к деизму, родственному материализму....
Подробнее>>>

 Новгородцев Павел Иванович (1866-1924)

Новгородцев Павел Иванович - юрист и социолог, философ.Основа морально-правовых воззрений Новгородцева - трансцендентальный идеализм. В основе естественного права лежат априорные основания. Осуществление социального совершенства возможно лишь за пределами конечного бытия. Кризис современного правосознания связан с тем, что разрешение противоречий предполагается в земной жизни....
Подробнее>>>

 Огарев Николай Платонович (1813-1877)

Огарев Николай Платонович - философ-материалист, революционный демократ, поэт и публицист. Огарев - один из родоначальников народничества. Изучал философию Гегеля, Фейербаха, естественные и общественные науки. В его учении выделяются идеи свободы личности и идеи детерминизма....
Подробнее>>>

 Пестель Павел Иванович (1793-1826)

Пестель Павел Иванович - революционер, мыслитель, один из руководителей декабристов. Сторонник теории естественного права и общественного договора. Религиозно-деистический подход нашёл выражение в "Русской правде" П.И.Пестеля (1793-1826). В ней провозглашалось, что первоначальная обязанность человека состоит в сохранении своего бытия. ...
Подробнее>>>

 Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868)

Писарев Дмитрий Иванович - литературный критик, публицист, философ, один из лидеров демократической оппозиции 60-х гг. Популяризировал вульгарный материализм, отрицая диалектику и религию, выступал с апологетикой естествознания. Сторонник концепции разумного эгоизма. Политический радикал, стремился к ниспровержению общепризнанных ценностей. Обтаивал воспитательное значение искусства. ...
Подробнее>>>

 Победоносцев Константин Петрович (1827-1907)

Победоносцев Константин Петрович - правовед, политический деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода /1880-1905/. Использовал идеи славянофилов, Карлейля, Ле Пле для защиты самодержавия. Научное знание, согласно Победоносцеву, имеет характер предположения, истина достижима верой. Критиковал буржуазную демократию. Инициатор жесточайшей цензуры....
Подробнее>>>

 Потебня Александр Афанасьевич (1835-1891)

Потебня Александр Афанасьевич - создатель философско-лингвистической концепции, культуролог. Стоял у истоков исторической грамматики, семиотики, социолингвистики этнопсихологии. Обосновал учение о "внутренней форме" слова, основная идея которого - в признании существования образа значения. Полагал, что язык обуславливает специфические черты народа. Оказал влияние на символизм. ...
Подробнее>>>

 Розанов Василий Васильевич (1856-1919)

Розанов Василий Васильевич - философ и писатель, публицист.В книгах и статьях Розанова уделяется большое внимание критике христианства. Он рассматривает светлое христианство старца Зосимы и Алеши Карамазова как вымысел Достоевского, по его мнению, есть печальная религия смерти, проповедущая безбрачие, пост и аскетизм....
Подробнее>>>

 Самарин Юрий Федорович (1819-1876)

Самарин Юрий Федорович - философ, общественный деятель,идеолог славянофильства. Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Материализму и западному идеализму противопоставлял целостность духа. Участвовал в проведении крестьянской реформы в России....
Подробнее>>>

 Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)

Сеченов Иван Михайлович - основоположник отечественной физиологии и объективного направления в психологии, философ. Окончил медицинский факультет Московского университета /1856/. С 1860 - профессор физиологии Медико-хирургической Академии, затем Новороссийского, Петербургского и Московского университетов. Основа его учения - материализм и детерминизм. Сеченов доказывал, что все действия человека и животных рефлекторны по их природе....
Подробнее>>>

 Спешнев Николай Александрович (1821-1882)

Спешнев Николай Александрович - сторонник утопического коммунизма, член кружка петрашевцев. В 1849 арестован, приговорён к смертной казни, замененной каторгой. Ставил задачу подготовки восстания с целью уничтожения крепостного строя. Материалист и атеист, сторонник сенсуализма в теории познания. Признавая закономерность общественного развития, не выделял его главных факторов....
Подробнее>>>

 Станкевич Николай Владимирович (1813-1840)

Станкевич Николай Владимирович - мыслитель, поэт, основатель литературно-философского кружка. Окончил словесный факультет Московского университета /1834/. Кружок Станкевича посещали В.Белинский, К.Аксаков, В. Боткин, М.Бакунин, М.Катков и др. Взгляды Станкевича сформировались под влиянием немецкой классической философии, Н.И.Надеждина, М.Г.Павлова. Религию рассматривал как всеобщую любовь, способную объединять людей и преодолевать их разобщённость. Отcтаивал принцип альтруизма. Выступал за просвещение народа и отмену крепостного права сверху....
Подробнее>>>

 Струве Петр Бернгардович (1870-1944)

Струве Петр Бернгардович - экономист, философ, публицист, общественный деятель. Экстерном окончил юридический факультет Петербургского университета /1895/. Стоял на позициях индетерминизма, ратовал за воспитание христианского уважения к достоинству личности. ...
Подробнее>>>

 Татищев Василий Никитич (1686-1750)

Татищев Василий Никитич - государственный деятель, учёный и философ. В схеме Татищева нет противопоставления культур; все культуры для него едины по своей сущности и различаются лишь уровнем развития. Если Запад достиг более высокой культуры, это не свидетельствует о каком-то особом превосходстве его народов, а лишь указывает на более раннее приобщение их к наукам и философии. России уготована та же будущность; без этого она не вырвется из тенет невежества и суеверий....
Подробнее>>>

 Тредьяковский Василий Кириллович (1703-1768)

Тредьяковский Василий Кириллович - поэт, просветитель. Воззрения Тредьяковского на русское стихосложение обусловили его длительную полемику с М.В.Ломоносовым. В рассуждениях Тредьяковского о свободе воли, о совести и о высшем благе мало оригинального. В своём понимании философии он пытается унифицировать сразу несколько подходов....
Подробнее>>>

 Трубецкой Сергей Николаевич (1862-1905)

Трубецкой Сергей Николаевич - философ. В своём учении - "конкретном идеализме" - устанавливает закон универсальной соотносительности ("всё существует в каком-либо отношении"). Рассматривал Софию в качестве психической основы мира.Развивал идею "соборности", понимая её как совпадение религиозных, социальных и нравственных начал. Крупный исследователь античной мысли. Отстаивал университетскую автономию....
Подробнее>>>

 Фонвизин Михаил Александрович (1788-1854)

Фонвизин Михаил Александрович - представитель утопического социализма. Считал, что мировой дух это не Бог уже потому, что постепенное совершенствование - достижение конкретности мировым духом - противно понятию о Боге. Существе безначальном, бесконечном и всесовершенном. Если Гегелев Weltgeist есть идея об абсолютном (о Божестве), постепенно развивающаяся в истории, то и это воззрение противоречит свидетельству истории....
Подробнее>>>

 Шестов Лев (1866-1938)

Шестов Лев(настоящее имя -Шварцман Иегуда Лейб) - философ-экзистенциалист. Его мышление развивалось в русле идей Кьеркегора, Достоевского, Ницше. Существование противопоставлял ориентации на рациональное знание, обездушенное и порабощающее. Выразил протест против общеобязательности истин и нравственных норм. Рационализму противопоставлял откровение Ветхого завета. В отличие от других экзистенциалистов принимал жизнь как чудо, явленное Богом....
Подробнее>>>

 Якушкин Иван Дмитриевич (1793-1857)

Якушкин Иван Дмитриевич - философ-материалист, декабрист. Полагал, что материя состоит из бесчисленного множества движущихся частиц, особый порядок которых есть жизнь. Отстаивал идеи эволюционизма. Выступал против религии. ...
Подробнее>>>

Copyright (c) RIN 2002- * Обратная связь