Давным-давно, еще в двенадцатом веке, Варфоломей Искан, епископ Эксетерский, в своей книге "Poenitentiale" назначил наказание для тех, кто верил, что услышать крик галки или ворона или "встретить священника" - к добру или злу. Он мог бы сильно разочароваться, если не удивиться, если бы узнал, что шестьсот лет спустя это верование будет еще вполне живо. Старомодные рыбаки во многих местах считают плохой приметой встретить священника любого вероисповедания по пути к своему судну или увидеть такового стоящим от него поблизости. Многие из них развернутся и либо выйдут в путь заново, либо вообще в этот день в море не выйдут.
В море нельзя произносить слова, обозначающие священнослужителя, церковь, часовню и тому подобное. Служители церкви часто считаются нежелательными пассажирами на борту судна, и их присутствием иногда объясняют плохую погоду или, в случае рыболовецкого судна, бедный улов. В 1920 году некий лайнер шел в Канаду и попал в сильную качку, отчего у пассажиров разыгралась морская болезнь, тогда эти неприятности объяснили присутствием на борту нескольких траппистских монахов (как сообщил редактору один из пассажиров). В китобойных зонах считают, что если судно, на котором имеется священник, окажется между китом и берегом, охота будет неудачной.
Гамильтон Дженкин записал, что на конференции священников Методистской церкви в Западном Корнуолле около 1932 года был высказан протест против неуважительного поведения местных ребятишек. Жаловались, что они "дотрагиваются до холодного железа", едва завидев участника конференции, неявно показывая тем самым, что встретить такого человека нежелательно и даже опасно. Дети, возможно, делали так в шутку, но не исключено также, что в глубине их сознания маячил пережиток старинного верования. И уж во всяком случае способ отвратить грозящую неудачу вполне соответствовал очень древней традиции.
Иногда считают, что монахиня в самолете - плохая примета, хотя обычно встретить или вообще увидеть монахиню - хороший знак. Э. Райт в "Фольклоре" (том 37, 1926) сообщает, что ее служанка из Южного Лондона сказала ей в 1926 году, что ее сын был безработным семь недель, а сразу после того, как увидел на дороге двух монахинь, нашел работу. Она была с ним, когда произошла эта встреча, и сказала, что это к удаче, единственно только - он должен немедленно зайти в какое-нибудь помещение, чтобы не видеть их со спины, когда они пройдут мимо. Еще в одном месте зарегистрировано поверье, что три идущие вместе монахини приносят удачу, но только если они идут не прочь от наблюдателя. В некоторых областях принято сплюнуть, увидев монахиню, но для чего это делается - то ли чтобы отвратить неудачу, то ли чтобы усилить везение (как в случае встречи с пегой лошадью на дороге) - неясно.
Эти верования не имеют никакого отношения к антиклерикальным или, наоборот, глубоко религиозным настроениям. Похоже, что они восходят к тем временам, когда все священное или освященное считалось центром приложения мистических сил, полезных человеку или вредных - это другой разговор, но уж во всяком случае ему неподвластных. Что касается морских суеверий, то тут, возможно, мы встречаемся со следами раннего христианства, когда многие находились в положении "и вашим, и нашим" - на суше исповедовали Христа, а в опасном море в первую голову ставили старых богов.