Несмотря на то что крещение является чисто религиозным обрядом, посредством которого ребенок или взрослый становится христианином и в то же время получает имя, которое будет носить всю жизнь, обряд этот, тем не менее, издавна окружало множество суеверий и связанных с ними поступков. Некоторые из них можно вывести из практиковавшихся нашими праотцами-язычниками дохристианских обрядов именования, многие из которых включали в себя очищение воды и ритуал допуска, но большинство из них можно вполне удовлетворительно объяснить тем, что крещение - первое важное событие в жизни ребенка и, как и всякий первый шаг, должно было сопровождаться применением всевозможных мер предосторожности - и для того, чтобы защитить младенца, и для того, чтобы обряд имел полную силу.
Современный обычай оттянуть крещение на несколько недель, а то и месяцев, в былые времена был неведом и считался бы крайне опасным. Пока младенец не крещен, он, как полагали, находится в постоянной опасности со стороны ведьм, фей и злых духов. Его следовало оберегать всевозможными заклинаниями: осенять огненным крестом, произносить магические формулы, класть в колыбель утюг, соль, чеснок или части родительской одежды. Это и многое другое было общепринятыми мерами предосторожности, но, вообще говоря, лучше всего было как можно скорее после рождения совершить крещение. В течение этого промежутка времени выбранное для ребенка имя следовало скрывать от всех, кроме самых близких родственников, а порой даже и от них - дабы его не могла узнать и использовать в свом колдовстве какая-нибудь ведьма. Также и при общении с младенцем его имя нельзя было произносить до тех пор, пока оно не будет освящено и официально присвоено ему Церковью (см. ИМЕНА). Первым выходом младенца во внешний мир должно было быть крещение, вынести его из дома до того было дурной приметой и почти наверняка приводило к неудачам, болезням или ранней смерти.
Спешить с крещением следовало еще и потому, что оно повсеместно считалось полезным для ребенка не только духовно, но и физически. Многие матери считали, что ребенок не начнет развиваться, пока его не покрестят. В некоторых регионах обряд считали специфически целебным против судорог и припадков. Шарлотта Берн отмечает, что если некрещеный младенец страдал этими недугами, к нему с той же охотой вызывали священника, как и врача. Крещальная вода также обладала целебными свойствами, и когда-то не было редкостью, что женщины просили служителей храма дать им этой воды, так как верили, что, купая в ней ребенка или давая пить как лекарство, они укрепят его здоровье.
В Ирландии считалось счастливой приметой, чтобы из всех принесенных в тот день для крещения младенцев ваш был крещен первым. С другой стороны, широко бытовало предубеждение против первого крещения в новой церкви или в новой купели. Говорили, что в этом случае на младенца станет претендовать дьявол, или что он рано умрет, или и то, и другое. Баринг-Гульд сообщает, как однажды некий кузнец в Долтоне, графство Девоншир, попросил окрестить его сына - это был первый сын в семье после семи дочерей - в грядущее воскресенье. В приходе как раз построили новую церковь, и Баринг-Гульд отмечает, что, согласись отец подождать несколько дней, ребенок стал бы первым крещенным в новом, к тому времени уже освященном, храме. Но он отказался, сказав, что в таких случаях, как он давно уже слышал, на ребенка будет претендовать дьявол. Будь это еще одна девочка, сказал он, оно бы ничего, "но коль тут парень, ну что, сэр, я не хочу рисковать".
Если мальчиков и девочек крестят одновременно, мальчики пользуются приоритетом, иначе они останутся безбородыми, тогда как у опередивших их в купели девочек, наоборот, будет расти борода. Надо полагать, мало кто верил в это буквально, но мысль о том, что изменение общепринятого порядка сообщит мальчикам женственность, а девочкам мужественность, многие разделяли еще сравнительно недавно.