Почти повсеместно роза - символ любви, и ее раньше широко применяли в любовных гаданиях и заклинаниях. Хорошо увидеть розу во сне - это предсказывает успех в любви, хотя, согласно одной из традиций, это так только в том случае, если роза красная. Увидеть белую розу столь же плохая примета, как и любой другой белый цветок.
Когда девушка желала знать, за кого она выйдет замуж, она срывала розовый бутон в Иванов день, заворачивала в белую бумагу и прятала до Рождества. В Рождество надо было, чтобы он сохранился свежим и ароматным как ни в чем не бывало, и тогда она брала его с собой в церковь, и тот, кому суждено было стать ее мужем, подходил и брал его у нее. Но если оказывалось, что бутон увял и потемнел, то ворожба не сработала, и вообще это плохая примета.
Загулявшего возлюбленного можно было вернуть с помощью сложного ритуала, связанного с собиранием трех роз в Иванову ночь, одну из которых на рассвете Иванова дня надо было закопать под тисом, другую в свежевырытой могиле, а третью положить девушке под подушку. Если она оставит ее там на три дня, а потом сожжет, она станет посещать своего возлюбленного во сне, и он не будет знать покоя, пока не вернется к ней.
Розы, особенно белые, - символ молчания, потому что это священные цветы Гарпократа, бога молчания. (На самом деле Гарпократ - не бог молчания, а некое существо египетской мифологии, изображавшееся с пальцем у уст, что и воспринималось греками как знак молчания. - Прим. пер.) Отсюда происходит выражение "под розой", относящееся к вещам, которые не следует разглашать. В древности те, кто хотел говорить свободно, не опасаясь, что их слова кому-нибудь передадут, носили венчики из роз, а в Германии в тех же целях розу рисовали или выгравировывали на потолках пиршественных залов или залов заседаний. Этот последний обычай не ограничивался, по всей видимости, пределами Германии, ибо Пичем в своих "Правдивых рассказах о наших временах (Peacham, "Truths of our Times", 1638) рассказывает, что "во многих местах, как в Англии, так и в Нидерландах, над столами вывешивают живописные изображения роз, и то, что говорится под розой, нельзя открывать другим". Далее он объясняет, что "причина тому такова: роза - священный цветок Венеры, чьи тайные любовные развлечения, чтобы о них никто не узнал, сын ее, Купидон, должен был посвятить в виде роз Гарпократу, богу молчания".