С самых древних времен орел вызывал к себе почитание, восхищение и страх практически во всех странах, где обитал. Ему отводилось почетное место в мифологиях Индии, Персии, Ассирии и империи хеттов. В Древней Греции его тесно связывали с Зевсом, Отцом небес; в Риме он был священной птицей легионов, на штандартах которых красовалось его изображение. Он был царем неба, предводителем бури и грозы, птицей солнца, которая могла не мигая смотреть прямо на него и не слепнуть. Плиний сообщает, что эта способность орла смотреть прямо в глаза солнечной славе так важна для него, что если кто-нибудь из птенцов не обладает ею, мать выбрасывает его из гнезда на верную гибель.
Согласно одному преданию, орел никогда не стареет, потому что умеет периодически обновлять свою юность. Сначала он взлетает высоко к самому солнцу, так что перья его охватывает пламя, и потом камнем падает в море, где пламя гаснет. После этого он сидит в своем гнезде, пока не вырастут новые перья и вместе с ними новая юность. Другая легенда говорит, что орел умирает не от старости или болезни, как другие птицы, а только от голода, потому что с течением времени его клюв разрастается внутрь и становится настолько изогнут, что он уже не может открыть его, чтобы поесть.
Орлы теперь исчезли с английского неба, но сохранились в шотландском. В Уэльсе, где они когда-то водились во множестве, особенно в Сноудонском регионе, их крики предвещали несчастья или какие-нибудь великие события, например, рождение героя, взлет или падение династии. Когда они низко кружили над равниной, люди ожидали угрозы смерти, эпидемии или военного поражения, но если парили высоко над горами, непрерывно кружа в воздухе, то это предвещало добро. Одинокий орел, сидящий, как часовой, на шесте, означал приближение врага, но если их было много вместе, то это был знак мира. В штормовую погоду говорили, что это орлы взмахами своих крыльев нагнали ветры на Сноудон. В одной валлийской легенде о короле Артуре спящего в пещере героя охраняют орлы, хотя когда он сам появляется в облике птицы, это всегда либо ворон, либо клушица, либо буревестник, но никогда не орел.
Считалось плохой приметой грабить орлиные гнезда. Тому, кто это сделает, не видать в жизни мира и покоя. Это вообще небезопасная затея, но одно время считалось, что она стоит риска - в гнезде можно было найти орлиный камень (см.), да и сами орлиные яйца обладали магической силой. Одного яйца, съеденного на двоих, было достаточно, чтобы защитить обоих от сил зла, особенно от чар ведьм и колдунов.
Поскольку эти птицы обладают на диво острым зрением, их желчь, смешанная с медом, считалась хорошим средством против потери зрения у человека. Говорили, что сами они поддерживают ясность и силу своих глаз, питаясь травой ястребинкой, которая и в самом деле полезна для зрения и раньше часто входила в состав глазных капель или мазей.