Крыс, как и мышей, в древности связывали с душами людей и, следовательно, считали вещими созданиями, обладающими даром предвидения и иногда предупреждающими своих соседей-людей о смерти или ином несчастье. Моряки практически повсеместно верят, что если все крысы вдруг покидают корабль перед отплытием, то он обречен. Несмотря на то что крысы на борту судна ныне не столь обязательный атрибут, каким были раньше, эта традиция сохраняется, и ходит множество рассказов, в том числе вполне современных, о судах, покинутых заранее своими крысами и потом погибших в море в результате то шторма, то вражеских действий, в частности в двух мировых войнах нынешнего столетия. В большинстве регионов рыбаки в море не называют крыс своим именем, а в случае необходимости пользуются эвфемизмами.
Также и в удаленных от побережья районах считается плохой приметой, если крысы вдруг, без всякой видимой причины, покинут дом. Это значит, что либо здание ненадежно и вот-вот обрушится, либо страшное несчастье ожидает кого-то из жителей. Если крысы грызут занавески в доме, это к скорой смерти одного из домочадцев.
Крысы и мыши фигурируют в нескольких старинных легендах как проводники божественного возмездия или как души убитых, мстящие за свою гибель. Самая известная из них - повесть о епископе Гатто из Майенса, который во время голода 970 года запер большое число голодающих в сарае и поджег его, чтобы уменьшить количество ртов. Целая армия крыс потом преследовала и в конце концов уничтожила его. Исторических свидетельств об этом преступлении или о смерти епископа не имеется, но в истинность этого сказания долго верили по всей Германии.
И это не единственная история такого рода. Скандинавская легенда рассказывает, как крысы атаковали и сожрали графа Асбьорна после того, как он убил святого Кнута в Оденсе в 1086 году. Похожие истории рассказывают и в Швейцарии, и в Польше. Интересно, что эхо этих средневековых преданий обнаруживается в Суссексе девятнадцатого века. Шарлотта Лэтем рассказывает, как о некоем человеке крайне дурной репутации соседи говорили, что его осаждают злые духи в облике крыс. Проходящие мимо его дома после наступления темноты слышали, как он ругал кого-то на чем свет стоит и умолял оставить его в покое. Все ожидали, что в конце концов крысы утащат его в наказание за множество грехов.
Крысы чувствительны к определенного сорта музыке и к магическим заклинаниям. Самым знаменитым заклинателем крыс был, конечно, знаменитый дудочник в пестром костюме из Гамлина, который в 1284 году освободил этот город от крыс, а потом, с помощью той же волшебной игры, и от детей. Но он был не последний в своем роде, и заклинатели крыс существуют и по сей день. В одном из писем, опубликованных в "Фольклоре" (том 64, 1953), сообщается, что один такой крысолов практиковал в то время в некоем городе Западного Корнуолла. Он свистит крысам, они выходят к нему, и он может ловить их и уничтожать. В другом письме, напечатанном в 66-м томе того же журнала за 1955 год, говорится, что несколькими годами раньше одну ирландскую ферму очистил от этих грызунов человек, засовывавший в их норы кусочки бумаги с написанными на них заклинаниями на гаэльском языке.
Они все разом покинули ферму и больше уже не возвращались.
Один из вариантов обычая бросать молочный зуб в мышиную нору (см. ЗУБЫ) - бросать его в крысиную, прося при этом крыс послать взамен еще лучший. Полагали, что новые зубы у ребенка вырастут в этом случае острыми и крепкими, как у крысы.